Организация социально-правового пространства в образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования - «Организация социально-правового пространства в образовательной организации». В ходе изучения данной темы были изучены труды различных авторов, различные учебные пособия, а так же методическая литература по социологии, педагогике и психологии.Данная тема очень подходит мне, как практикующему педагогу, она даёт возможность более глубоко изучить проблему организации социально-правового пространства в образовательной организации.Так как данная тема является малоизученной как с теоретической, так и с практической стороны, Очень мало разработанных методических пособий по данной теме. Наше исследование имеет очень большую практическую значимость. Оно будет полезно как для практикующих педагогов, так и для педагогов-теоретиков, для студентов и преподавателей ВУЗов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение4
Глава 1. Теоретические основы организации социально-правового пространства в образовательной организации8
1.1. Сущность понятия «социально-правовое пространство» и особенности его организации в образовательном учреждении…………….10
1.2. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста17
1.3. Правовая грамотность, как основная составляющая социально-правового пространства22
Вывод по первой главе28
Глава 2. Экспериментальная работа по организации социально-правового пространства в образовательной организации29
2.1.Анализ исходного уровня развития социально-правовой грамотности старших школьников30
2.2.Апробация разработанной системы мероприятий по организации социально-правового пространства в образовательной
организации38
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы по развитию уровня социально-правовой грамотности у старших школьников43
Вывод по второй главе51
Заключение53
Список использованных источников56
Приложения59
1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2019.
2. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 2022.
3. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т. 1 / И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2021. – С. 464
4. Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // российский журнал социальной работы. 2017. №2. С.115-117
5. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе// Воспитание школьников. - 2018. - №2. - С. 205.
6. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ "Полиграф. ресурсы". - М., 2018, С.424
7. Верещак С.Б. Становление правового регулирования жилищных прав граждан- - М.: Медиа-ВАК- 2021, С.207-210
8. Габиева С.М. Правовые позиции конституционного суда Российской федерации// Юридический вестник-2016, С.27-32
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020.- 416с.
10. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. - 2016. - №2,С.354
11. Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / Акт. гос. ун-т. Барнаул, 2023. Вып.2. С.94-102.
12. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения/сост.:В.А.Ротенберг. М:Учрелиз,1956, С.304
13. Евдокимов В.Б. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам Рос. акад. адвокатуры. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС : ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2018,С 381
Правовая грамотность напрямую связана с общепринятыми в обществе нормами, законами и правилами, нарушение которых считается «правонарушением». Знание своих прав и обязанностей отчасти гарантирует их исполнение. Что касается нашей исследовательской работы, то здесь, в практической части, речь пойдет о подростках-старших школьниках. Подростки с низким уровнем развития социально-правовой грамотности и культуры очень подвержены негативному влиянию со стороны правонарушителей, они считают таких людей авторитетами для себя, хотят подражать им, в результате возрастает уровень подростковой преступности, не говоря уже о более мелких правонарушениях.Что же такое правонарушение. Правонарушение - любое действие, нарушающее какие-либо нормы права. Правонарушителями (лицами, совершившими правонарушение) могут считаться лица достигшее 16 лет, на момент совершения правонарушения; за тяжкие преступления, ответственность наступает с 14 лет.К несовершеннолетним гражданам, которые своершают правонарушения, может быть применена такая мера наказания, как санкции воспитательного характера, либо, при условие, что совершенно тяжкое преступление- лишение свободы, а уже непосредственно после освобождения- помещение в специальные воспитательные учреждения.Иногда педагоги и родители не могут объяснить отклоняющееся от нормы поведение несовершеннолетних, причина может скрываться в правовой безграмотности. Поэтому очень важно создавать вокруг подростков социально-правовое пространство, которое будет способствовать развитию правовой культуры и грамотности у старших школьников.Если обратиться к статистике, по ее данным очень многие россияне ежедневно сталкиваются с нарушениями своих прав в различных сферах жизни, чаще всего в сфере здравоохранения, розничной торговли, в сферах ЖКХ. Не смотря на это, россияне не обращаются за помощью к специалистам в правовой сфере.