Социально-педагогическая адаптация студентов первого курса в системе среднего профессионального образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Адаптация среди молодёжи в среднем профессиональном учебном учреждении – одна из значимых педагогических проблем, в связи с этим возникает потребность в исследовании процесса социально-педагогической адаптации обучающихся на первом курсе в системе среднего профессионального образования.Социально-педагогическая адаптация студентов ― первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Молодёжь, поступая в среднее учебное заведение, не только получает специальность и изучает различные дисциплины, получая знания по конкретным предметам, но и приобретает уверенность в себе, приобщается к студенческим формам коллективной жизни, развивает интеллектуальные и творческие способности, профессиональные качества, переходит к самообразованию, позволяющему в дальнейшем обучаться в течение всей жизни.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Теоретические основы понятия адаптация.
1.2. Специфика адаптации студентов первого курса в системе СПО.
1.3. Модель социально-педагогической адаптации студентов первого курса средних профессиональных учреждениях.
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПО
2.1 Констатирующая диагностика социально-педагогической адаптации студентов первого курса в системе СПО
2.2. Реализация модели социально-педагогической адаптации студентов первого курса экспериментальной группы в системе СПО
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по социально-педагогической адаптации студентов.
Выводы по главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Албитова, Е.П. Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию / Е.П. Албитова, Г.И. Рогалева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 148-151.
Александрова, А.А. Проблема педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников / А.А. Александрова // Журнал: ACADEMIA. Педагогический журнал Подмосковья. Издательство: Академия социального управления (Москва) – 2015. – № 2. – С. 47-50.
Андронова Т. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров / Т.А.Андронова, О. А.Тарасенко // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 33–37.
Бабанский Ю. К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком.-М.: Изд-во «Знание», 1979. - 32с.
Бадмаева, Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Н.Ц. Бадмаева. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография // Улан-Удэ. – 2004. – С.151-154.
Баландицева Т. В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея: Дис. ...канд. пед. наук / Т. В. Баландицева. - Йошкар-ола, 2003, 181с.
Бирюкова, М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения /М.В.Бюрикова// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – 2008. – № 12 (88) – с.158–162
Критерии адаптированности студентов были определены после анализа литературы. Среди специалистов нет единого определения критериям адаптированности студентов [2, 24, 48, 63]. Так, система критериев адаптированности по А.А.Виноградовой следующая:Когнитивный критерий — успешная результативная познавательная деятельность в условиях образовательного учреждения. Показателями данного критерия являются: отношение к обучению (готовность обучающегося включаться в учебную деятельность и выполнять поставленные им задачи), самостоятельная работа с литературой, умение излагать знания, вовлеченность в творческую и исследовательскую деятельность.Мотивационно-волевой критерий — готовность, приложение усилий для приобретения компетенций, необходимых для избранной специальности. Показатели: посещаемость, умение планировать и распределять время на учебу и досуг, участие в конференциях, осознание необходимости и перспективности освоения учебной дисциплины, самостоятельность в выполнении заданий, активность в саморазвитии, стремление освоить больше, чем предлагает учебная программа, осмысление роли и значения изучаемых дисциплин для будущей профессии, настойчивость в преодолении затруднений, уровень самореализации.Социально-коммуникативный критерий – умение налаживать социально-коммуникативные связи. Показатели: наличие в группе друзей, умение избегать и улаживать конфликты, уверенность в себе и отсутствие закомплексованности в общении, проявление инициативы, взаимопомощь [11].Критерии адаптированности студента к жизнедеятельности образовательного учреждения по мнению А.А. Жаренковой выступают: «успешность учебно-познавательной деятельности, бесконфликтность и удовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений с окружающими, степень сохранности физического здоровья и уровень эмоционального благополучия» [14].