Проблемы, тенденции и перспективы развития системы исполнения наказаний и правового статуса ФСИН РФ
Введение
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), находящаяся в ведении Министерства юстиции РФ, осуществляет правоприменительные функции, среди которых функции по контролю и надзору за действием уголовно-исполнительной системы. Уголовно-исполнительная система (УИС) в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ включает в себя учреждения, исполняющие наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы, пожизненного лишения свободы. К таким учреждениям относятся уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии, следственные изоляторы. Действующая УИС сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. В ее работе мало учитываются нынешнее состояние экономики, интеграция РФ в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
оглавление
Введение…………………………………………..........................................3
Глава 1. Федеральная служба исполнения наказаний как орган, исполняющий уголовные наказания……………….5
1.1. Понятие исполнения уголовных наказаний……………………………...5
1.2. Правовой статус (правовое положение) Федеральной службы исполнения наказаний как органа, исполняющего уголовные наказания……….9
Глава 2. Проблемы, тенденции и перспективы развития системы исполнения наказаний и правового статуса ФСИН РФ……………………………………………………………………………………14
2.1. Проблемные вопросы исполнения наказаний и правового статуса ФСИН РФ и пути (способы) их решения…………………………………………14
2.2. Тенденции и перспективы развития системы исполнения наказаний и правового статуса ФСИН РФ……………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………….....32
Список использованных источников........................................36
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 29.12.2022) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2022.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2022.
Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2021.
Афанасьев М.В. Зарубежный опыт уголовно-исполнительного законодательства стран Содружества Независимых Государств по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Legal Bulletin. 2020. Т. 5. № 2.
Гликин К. Число заключенных в России впервые стало меньше 0,5 миллиона человек // Ведомости. 2020. 14 авг.
Грушин Ф.В. Современная уголовно-исполнительная политика в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества // Сборник VII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России. М., 2017.
Зубова А.О., Симагин А.О. Проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ в Российской Федерации // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 1 (37).
Петрыкина Н.И. О некоторых аспектах развития административного права на современном этапе // Право в современном мире. 2017.
В связи с тем, что осужденные к принудительным работам осуществляют свою трудовую деятельность на основании норм трудового законодательства России, им положены выплаты при временной нетрудоспособности, получение этих выплат осужденными возможно как в банковских организациях, так и путем перечислений, получаемых на Почте России. Однако в связи с тем, что паспорт осужденного находится в его личном деле, получить такие выплаты для него не представляется возможным. Также осужденные лишены возможности проведения отпусков с семьей, если до места проведения отпуска им необходимо приобрести билеты, требующие наличия паспорта. Кроме того, трудовая книжка осужденного также хранится в личном деле, что является невозможным при ее ведении только в электронном виде. Таким образом, представляется целесообразным по аналогии с осужденными к наказания без изоляции от общества, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции, внести изменения в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», изложив ч. 8 в следующей редакции: «Трудовая книжка, за исключением ее ведения в электронном виде, и пенсионное удостоверение (при наличии) хранятся в личном деле осужденного, при его освобождении выдаются ему на руки. Паспорт хранится у осужденного, при его постановке на учет копия паспорта хранится в личном деле. При отсутствии паспорта у осужденного, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в его личном деле, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация ИЦ заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют собственные средства, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства».