Государства как субъекты международных организаций
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Данная тема выбрана с целью изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решения споров между государствами. Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.
В настоящее время в период быстрого развития научно–технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1.Характеристика международных организаций как субъектов международного права................................................................................................6
1.1.Понятие и признаки международной организации............................................6
1.2. Классификация международных организаций................................................11
Глава 2.Участие государств в деятельности международных организаций........22
2.1. Правосубъектность государств как членов международных организаций................................................................................................................22
2.2. Порядок вступления государств в состав международных организаций.....29
2.3. Порядок прекращения членства государств в международных организациях..............................................................................................................34
Глава 3.Участие Республики Беларусь в международных организациях............45
3.1.Членство Республики Беларусь в Организации Объединенных Наций........45
3.2. Участие Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств, Союзном государстве, Евразийском экономическом союзе.................................53
Заключение.................................................................................................................61
Список использованных источников.......................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абашидзе, А. Х. Международное право / А. Х. Абашидзе. – М. : Статут, 2017. – 496 с.
2. Асосков, А. В. Венская конвенция ООН 1980 года / А. В. Асосков. – М. : Инфотропик Медиа, 2018. – 171 c.
3. Беспалова, М. В. Вопросы правового регулирования передачи суверенных полномочий межгосударственным объединениям (на примере стран Европы) / М. В. Беспалова // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 9 (64). – С. 72–77.
4. Болдырев, В. И. Основные сведения об Организации Объединенных Наций: Справочник / В. И. Болдырев. – М. : Международные отношения, 2013. – 528 с.
5. Бородулина, Л. П. Международные экономические организации / Л. П. Бородулина. – М. : Инфра–М, Магистр, 2011. – 368 c.
6. Брук, А. Организация Объединенных Наций и далее намерена активно сотрудничать с Республикой Беларусь / А. Брук // Навiны тыдня. – 2018. – № 30. – С. 9–11.
7. Василевич, Г. А. Юридические документы ООН и Совета Европы в практике работы Конституционного Суда Республики Беларусь / Г. А. Василевич // Право Беларуси. – 2015. – № 8. – С. 41–43.
8. Ватыль, В. Н. Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве практ. конф. (Гродно, 15–16 мая 2014 г.). В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. Гродно: ГрГУ, 2014. – С. 172–175.
9. Вежновец, В. Н Международный переговорный процесс / В. Н. Вежновец. – Минск : Академия МВД, 2020. – 346 с.
10. Венская конвенция о праве международных договоров [Электронный ресурс] : [заключено в г. Вене 23 мая 1969 г.] // КонсультантПлюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
11. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров [Электронный ресурс] : [заключено в г. Вене 23.08.1978 г.] // КонсультантПлюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
12. Всемирная организация здравоохранения. Медицинские последствия Чернобыльской аварии и cпециальные программы здравоохранения. – Женева : ВОЗ, 2006. – 74 с.
13. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 дек. 1948 г. – Минск: Представительство ООН в Республике Беларусь, 2000. – 30 с.
14. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/doсuments/deсl_сonv/deсlarations/armed.shtml. – Дата доступа : 02.03.2023.
15. Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения / А.Ф. Джинджолия. – М. : КноРус, 2013. – 256 c.
16. Довгань, Е.Ф. Обязательность резолюций Совета Безопасности ООН в контексте принципа невмешательства во внутренние дела государств / Е.Ф. Довгань // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – №2. – С. 3–10.
17. Достанко, Е. А. Формирование Евразийского экономического союза: социально–политические аспекты / Е. А. Достанко // Интеграционные процессы в евразийском пространстве и современный мир: Материалы международной научно–практической конференции (г. Алматы, 14 ноября 2012 г.) / отв. ред. Б.К. Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2013. – С. 37–45.
18. Егоров, С. А. Международное
Горизонтально, т.е. в зависимости от широты их пространственного действия, международные организации делятся на универсальные, межрегиональные, региональные и субрегиональные. Если существенных проблем по поводу отнесения организации к универсальным нет, то проведение различия между другими тремя видами международных организаций осложняется отсутствием четкого понимания регионализма как географического и правового явления. Например, ОЧЭС была классифицирована и как межрегиональная, и как региональная, и как субрегиональная организация. НАТО и ОБСЕ также классифицируют как региональные организации. Ситуация осложняется тем, что большинство исследователей в своих рассуждениях ссылаются на ст. 52 Устава ООН, которая лишь упоминает региональные организации. Соответственно, все не универсальные организации являются региональными. Однако не учитывается, что данная статья распространяется только на региональные организации мира и безопасности. Учитывая это, классификация исключительно на основе упомянутой статьи не отражает всего разнообразия международной институциональной системы и сути отдельных международных организаций и способствует поиску новой классификаций. Последняя должна основываться не по предметному, а субъектному (членами организации могут быть только государства определенного региона) и пространственному (организация осуществляет свою деятельность в пределах определенного региона) критериям. При таких условиях международные организации, членами которых могут быть государства нескольких регионов, будут считать межрегиональными (ОБСЕ, НАТО). Организации, членами которых могут быть все государства одного региона, будут региональными (Совет Европы, Европейский союз). Когда членство в организации предусмотрено только для государств, принадлежащих к одной из частей региона, такая организация является субрегиональной [16, с. 3].
В науке международного права в 1991 г. при разработке классификатора международных организаций испол