Формирование гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности на примере подвига населения Северного Кавказа в годы ВОВ
Введение
Актуальность темы исследования. Гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности.
В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо уделять этому должное внимание, как на уроках в школе, так и во внеурочное время.
Проблема формирования гражданско-патриотического воспитания на материале о Великой Отечественной войне имеет особую ценность в приобщении подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, а также воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Великая Отечественная война по сегодняшний день является актуальной темой, так как она наложила огромный отпечаток на жизнь не только нашего народа, но и всего мира. Невзирая на культурные расхождения, люди не переставали объединяться и противостоять общему врагу.
Война коснулась и Кавказа, который является центром п
Содержание
Введение 3
Глава 1. Оккупация Северного Кавказа и битва за Кавказ 13
1.1 Оккупация региона немецко-фашистскими войсками 13
1.2. Битва за Кавказ и последствия оккупации 21
Выводы 30
Глава 2. Подвиг населения Северного Кавказа в годы ВОВ 32
2.1 Героизм соотечественников на полях сражений 32
2.2 Вклад населения региона в Победу над фашизмом 42
2.3 Жизнь и подвиг юных героев в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 48
Выводы 54
Глава 3. Методологические особенности практической реализации работы по формированию гражданско-патриотического воспитания у школьников 56
3.1 Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в тенденциях изменения современного российского законодательства 56
3.2. Внеурочная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в современной школе и ее реализация 63
Выводы 70
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Приложения 84
Приложение 1 84
Список источников и литературы
Источники
I. Нормативно-правовые акты
1. Акт Кабардино-Балкарской республиканской комиссии ЧГК о злодеяниях немецко-фашистских войск // Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. – Нальчик: Эльбрус, 1975. – С. 241-246
2. Акт Черкесской областной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских войск и их сообщников // Народы Карачаево-Черкесии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. – Черкесск, 1990. – С. 140-147
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. образования. – М: Просвещение, 2009. – 23 с.
4. Директива Верховного главнокомандования вооруженных сил Германии на подготовку к летней кампании 1942 г. №41 от 5 апреля 1942 г. // Роковые решения: Сборник. – СПб., 2004. – С. 268-278
II. Сборники документов
5. Анатомия войны: Новые документы о роли германского монополистического капитала в подготовке и ведении Второй мировой войны / Авт. введ. и сост. Д. Эйхгольц и В. Шуман; Перевод с нем. Г.И. Владимирова и А.Л. Ларионова. – М.: Прогресс, 1971. – 528 с.
6. Битва за Кавказ в документах и материалах / М-во образования Российской Федерации, Ставропольский гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 507 с.
7. Голоса из провинции: жители Ставрополья в 1941-1964 годах / сост. Г.А. Никитенко; науч. ред. Т.А. Булыгина. – Ставрополь: Ставрополье, 2011. – 696 с.
8. Из стенограммы беседы члена комиссии по составлению хроники Великой Отечественной войны Г. Н. Антипологова с секретарем крайкома ВКП (б) В. В. Воронцовым // Ставрополье в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: Сб. док. и материалов / Сост. С.П. Бойко и др. – Ставрополь: Ставропол. кн. изд-во, 1962. – С. 188-194
9. Орджоникидзевская правда. 1941. – 24 июня / Наш край: Документы, материалы (1917-1977 гг.). – Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. – С. 188-189
10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5 т.: Сб. док. за 50 лет. Т. 3. 1941-1952 гг. / Сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков. – М.: Политиздат, 1968. – 754 с.
11. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях / сост. В. В. Белоконь и др. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 608 с.
12. Сталинградская эпопея: впервые публикуемые документы, рассекреченные ФСБ РФ / сост.: А.Т. Жадобин, В.В. Марковчин, Ю.В. Сигачев. – М.: Звонница-МГ, 2000. – 494 с.
III. Источники личного происхождения
13. Ширяев Б. Н. Ставрополь – Берлин (из лично пережитого). / Борис Ширяев. – Париж, 1949. – 33 с.
IV. Интернет-ресурсы
14. Виртуальная энциклопедия «Дети-герои» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://deti-geroi.ru/kavkaz.php?page=kashirin-vladislav (дата обращения: 15.02.2023)
15. Закон Ставропольского края от 27.12.2021 № 135-кз "О патриотическом воспитании
Завоеванию Кавказа гитлеровское командование придавало особое значение, так как он имел большие запасы нефти, а также зерно и многие продукты. Они требовались для поддержания гитлеровской армии во время продолжительной войны.
Германские войска прилагали большие усилия к тому, чтобы как можно быстрее сломить сопротивление красной армии, и прорваться к Грозному и Баку, захватить Новороссийск, вступить в Закавказье по каспийскому и черноморскому побережью. Народы северо - кавказского региона объединились для победы над общим врагом во время нависшей опасности.
Все попытки германских войск прорваться к грозненской и бакинской нефти, а также через перевалы и по черноморскому побережью в Закавказье оказались тщетными, хотя они были лучше подготовлены для ведения б