Поэтика цикла рассказов «записки охотника» и.с. тургенева
ВВЕДЕНИЕ Свою плодотворную литературную деятельность знаменитый русский реалист Иван Сергеевич Тургенев начинает с цикла рассказов «Записки охотника» (1852), принесшего ему широкую известность. До последнего сам Тургенев, несмотря на необычайный успех своих романов, считал «Записки охотника» своим самым задушевным произведением. В них всегда сохранялась особая свежесть первозданных наблюдений, ясность картины новооткрытого мира русского быта; здесь мы наблюдаем все мастерство литературного таланта Тургенева, они исток всех его повестей и романов.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявления конкретных особенностей поэтики: детализация бытописания, роль и специфика пейзажных зарисовок, мифологизация цикла рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЭТИКИ И ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК ЛИТЕРАТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ 3
1.1. Определение понятия поэтики 3
1.2. Жанровое своеобразие цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». От очерка к рассказу 6
ГЛАВА II. ПОЭТИКА ЦИКЛА РАССКАЗОВ И.С.ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» 11
2.1. Поэтика художественной речи И.С. Тургенева 11
2.2. Роль и специфика пейзажа в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» 17
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Список использованной литературы«Записки охотника»//История русской литературы XIX века: Учеб.:В 3-х ч. - Ч. 2: 1840 - 1860 годы/Под ред. Коровин В. И. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. - 2005. - С. 399-408.
Болдырева Э.Т. Креативный аттрактор как структурный компонент текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007. 21 с.
Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. - 1992. - №3-4. - С. 28-36.
Введенский, Д. И. Языковое мастерство И. С. Тургенева в рассказе «Бежин луг». (уч. зап. Моск. Ин-т. т.LXXV. Вып. 4. - 1954.
Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 2000. 399 с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.- 736 с.
Дмитриев, Ю. В. Впечатления учеников о пейзаже в «Записках охотника» /Ю. В. Дмитриев//Лит-ра в школе. - 1981. - №5. - С. 36-37.
И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т 3. М.: «Наука», 1979.
Капралова, С. Г. Цветовая лексика в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»/С. Г. Капралова//Рус.яз. в школе,1968. -№5. - С. 18-21.
Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - №21. - С. 3-4.
Корбут А.Ю. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие.- Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2000.- 76 с.
Лебедев, Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев/Ю. В. Лебедев//Лит. в школе. - 1992. - №1. С. 11-28.
Лихачев Д.С. Два типа границ между культурами / Д.С.Лихачев //
Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как
Мировоззрение и другие работы / Д.С.Лихачев. – СПб.: Алетейя, 1999. – 511 с.
Москальчук Г.Г. Объемная гармония цикла (И. С. Тургенев «Записки охотника»). - Оренбург: Изд-во Орен.гос.пед.ун-та, 2009.
«В калейдоскопическом течении этюдов, сцен, разговоров, в эскизности зарисовок и скрыто новое содержание, которое внес Тургенев в культуру очеркового жанра и цикла. В отличие от физиологического очерка в книге Тургенева отсутствуют рациональный элемент и связанная с ним типологическая прочность, стабильность характеров, описаний, ситуаций».
В творческом сознании И. С. Тургенева жизнь находится в непрерывном движении. Движение, перемена в сюжете очеркового цикла создается путем перемещения автора-охотника во времени и в пространстве. Но поскольку
рассказчик пытается всякий раз уйти в тень, устраниться, возникает обратный эффект. Читателю кажется, что это сама жизнь совершает перед его глазами всевозможные превращения.
Ощущение переменчивости жизни создается еще и с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов.