Правовое регулирование передачи ребёнка в приёмную семью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, наличием вРоссийской Федерации большого количества детей, оставшихся поразличным причинам без попечения родителей. Воспитание таких детей всоответствующих воспитательных, лечебных и подобных учреждениях нетолько не дает должного эффекта, но и зачастую способствует формированиюу детей девиантного поведения. Специалисты отмечают, что только вусловиях семейного воспитания возможно успешное решение задачи поподготовке детей к самостоятельной жизни. Усыновление, опека ипопечительство на безвозмездной основе в современных реалияхвостребованы недостаточно для того, чтобы обеспечить устройство в семьивсех детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом этого вдействующее законодательство Российской Федерации была введена новаяправовая форма воспитания данной категории детей на договорной ивозмездной основе, - институт приемной семьи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ
1.1Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
1.2Правовое положение приёмных родителей и приёмных детей
1.3Анализ законодательства Российской Федерации о приёмной семье
II. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ РЕБЁНКА В ПРИЁМНУЮ СЕМЬЮ
2.1 Полномочия органа опеки и попечительства по передаче детей в приёмные семьи
2.2 Характеристика договора о приёмной семье
2.3 Правовые последствия передачи ребёнка в приёмную семью
2.4 Правоприменительная практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) – URL: https://base.garant.ru/10103000/.
«Женевская декларация прав ребёнка» принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
«Декларация прав ребёнка». Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2022 г.) // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 года N 146-ФЗ// [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.ru/.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124 – ФЗ // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.consultant.
Орган опеки и попечительства в течении 10 рабочих дней, со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, указанных о себе гражданином, на основании указанных сведений, документов, приложенных к заявлению, акта обследования жилищного помещения, а также принимая во внимания отношения, сложившиеся внутри семьи, их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребёнка, принимает решение о возможности гражданина стать опекуном, которое является основанием для постановки на учёт в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (либо решение о невозможности гражданина стать опекуном). На основании данного заключения о возможности стать опекуном, органы опеки и попечительства в течении трёх дней со дня его подписания вносит сведения о данном гражданине в журнал учёта граждан, выразивших желание стать опекунами. Далее, орган опеки и попечительства представляет гражданину информацию о ребёнке (детях), нуждающемся в установлении над ним опеке (попечительства), и выдаёт направление для посещения ребёнка по месту нахождения ребёнка. Организация, под надзор которой помещён ребёнок, обязана ознакомить гражданина с личным делом ребёнка, его медицинским заключением и о состоянии здоровья ребёнка.Орган опеки и попечительства обязан устроить необходимые мероприятия для подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе: ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; организовать обучающие мероприятия направленные на вопросы педагогики, психологии и основам медицинских знаний; провести психологическое обследование гражданина (с их согласия), для оценки психологической готовности к приёму ребёнка в семью; обеспечить информирование гражданина, о возможных формах устройства ребёнка в семью и их особенностей. Данная подготовка граждан, осуществляется в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих взять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без родительского попечения, и порядком организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, которые утверждаются Министерством просвещения РФ.