Манипулятивные стратегии и тактики в американском предвыборной дискурсе
Введение
Исследования дискурса – одно из самых перспективных направлений в науке о языке на сегодняшний день. Сфера политики существует в жизни каждого человека и играет важную роль в жизни общества. Политическая ситуация в мире постоянно меняется, и это привело к росту интереса к политической коммуникации со стороны ученых разных специальностей. Речь политика всегда была не только прямым способом коммуникации и информирования населения, но и эффективным инструментом воздействия на него. Проблеме изучения политического дискурса в аспекте речевой манипуляции посвящено значительное число лингвистических работ, так как именно в данной сфере человеческого общения особенно очевидно влияние языка на жизнь общества. И именно политический дискурс такой могущественной державы, как США, представленный несомненно заметными личностями, является популярным предметом исследования как среди лингвистов, так и среди учёных смежных областей.Объектом исследования является современный американский предвыборный дискурс.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования предвыборного дискурса в современной лингвистике ……………………………………….…6
1.1 Дискурс как предмет лингвистического изучения …………………………...6
1.2 Определение понятия предвыборный дискурс, его структура и функции …9
1.3 Основные речевые тактики и стратегии в предвыборном дискурсе ……….14
1.4 Место манипулятивных стратегий и тактик в американском предвыборном дискурсе ………………………………………………………………………….....19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………..23
Глава 2. Лингвистические средства воздействия на сознание в предвыборной кампании кандидатов на пост президента США …………..24
2.1 Структурно- композиционная модель речи в предвыборном дискурсе ……24
2.2 Речевые стратегии и тактики в речи кандидата Джо Байдена (J.R. Biden) ...28
2.3 Речевые стратегии и тактики в речи кандидата Дональда Трампа (D.J. Trump) ………………………………………………………………………………34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..………40
Заключение ……………………………………………..41
Список литературы …………………………………….....43
Список литературы
Saussure, F. de. Cours de linguistique generale / Publ. par Ch. Bally et A.Sechehaye avec la collaboration de A. Riedlinger. Ed. critique prep. par Tullio de Mauro. Paris: Payot, 1997. – 520 p.
Аграшева О. Е. Речевые манипуляции в политическом дискурсе США / О. Е. Аграшева // Огарёв-Online. – 2017. – № 10 (99). – С. 3.
Алефиренко Н.Ф. и др. Текст и дискурс: учеб. пособие для магистрантов. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 232 с.
Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа : автореф. дис. … канд. филол. наук / В. Ю. Андреева. – Курск, 2009. – 24 сАрутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. – М: Советская энциклопедия. – С. 136-137.
Багана Ж. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации / Ж. Багана, Э. А. Бочарова // Russian Journal of Linguistics. 2012. – № 1. – С. 121–125.
Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как данр политической коммуникации: на материале английского языка : дис. …КАнд. Филол. Наук. – Волгоград, 2003.
Демьянков В.3. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста // Методы анализа текста. Тетради новых терминов. – Вып. 2. – М.: ВЦП, 1982. – 90 с.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М.: «ЧеРо», Изд-во МГУ, 2000. – 344 с.
Караулов Б.С., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1989. 308 с.
Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - Москва: Изд-во МГУ, 1992. -240 с.
Михалева О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Кемерово, 2004. 18 с.
Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с.
Мустафин А. А. Политология: словарь современных терминов и выражений / А. А. Мустафин. – Ангарск: АГТА, 2012. – 168 с.
1)Обзор подходов, предложенных для определения понятия дискурс демонстрирует, что изучение данного явления в лингвистике порождает дискуссии о выведении единого определения этого феномена до настоящего времени. Тем не менее, существующие трактовки дискурса позволяют обобщить его как связный текст в совокупности с экстралигвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии между людьми и механизмами их создания, т.е. когнитивных процессах.2)Основываясь на определение понятия предвыборного дискурса таких исследователей, как Гайкова О. В., Шейгал Е. И., Чернявская В.Е., Голубева Т. М., мы можем обобщить и определить предвыборный дискурс как жанр политического дискурса, объективированный в виде совокупности текстов, содержащих материалы агитационного характера, имеющих отношение к конкретной предвыборной кампании и распространяемых в строго определенные временные промежутки.3)Среди различных классификаций стратегий и тактик в предвыборном дискурсе мы выделяем классификацию О. Л. Михалёвой, которая определяет 3 основных стратегий с прикрепленными к ним тактиками : 1)стратегия на повышение; 2)стратегия на понижение;3)стратегия театральности.4)Манипулирование сознанием, является неотъемлимой частью речевых стратегий в предвыборном дискурсе. В нашей исследовательской работе мы рассматриваем классификацию Е. И. Шейгал,которая выделяет два вида манипулирования, которые, в свою очередь, делит на подвиды: референциальное манипулирование:а) фактологическое манипулирование; б) фокусировочное манипулирование (изменение фокуса освещения события, высказывания, поведения и т.д., связанного с денотатом, с целью восприятия ситуации адресатом в выгодном манипулятору свете) и аргументативное манипулирование:а) нарушение логики развития текста или его цельности; б) уклонение от приведения доказательств путем намеренного неполного изложения всей имеющейся информации или формулирования высказывания в неопровержимой форме; в) маскировка логических ходов.