Нормативный договор как источник права
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа направлена на изучение юридической дисциплины такой как «Теория государства и права». В изучении юридической науки особое положение занимает тема источников права. Такие слова как «источник права» уже звучат как база правового знания, то есть являются неотъемлемой частью истоков деятельности юристов.
Источник права – это способ выражения правовых актов в государстве, закрепленный законодателем и имеющий общеобязательную юридическую силу.
Одним из видов источников права является нормативный договор.
Нормативный договор – это один из видов источников права, который представляет собой соглашение двух или более субъектов (один из которых обязательно государство), вытекающий из общеобязательных правил поведения. Выводом этого может стать изменение в конкретном виде законодательной нормы.
Актуальность данной темы проявляется в том, что развитие социальной, экономической, политической сфер жизни общества до сих пор находится в прогрессирующей фазе. Сейчас в современном мире законодатель, совершенствуя различные законы, обращается непременно к источникам права, так как именно они являются каноном юридического знания. Возникновение новых правовых договоров обусловлено ростом участия субъектов в юридически-правовой жизни общества. Роль договоров на сегодняшний момент стала значительно велика, так как все динамично и не стоит на месте, в том числе и нормативный договор. Договоры могут заключаться и на внутригосударственном уровне и на международном. Многие виды отношений, такие как международные, внутрифедеральные, гражданско-правовые, корпоративные, трудовые, настолько трудны и обособлены, что организация путем одних только нормативно-правовых актов просто невозможна. Здесь всегда остаются вопросы, нуждающиеся в обособленном взаимодействии. Источником и способом такого саморегулирования является договор. И чем дальше расширяется область правового регулирования, тем большую важность приобретают договоры.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
1.1 Источники (формы) права: общая характеристика
1.2 Место нормативного договора в системе источников права
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОГО ДОГОВОРА
2.1 Свойства и признаки нормативного договора
2.2 Классификация и содержание нормативных договоров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 01.07.2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета. – № 256. – 2001; № 43. – 2022.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2022. – № 9 (часть I). – Ст. 1252.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2022. – № 1 (Часть I). – Ст. 61.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005; 2021. – № 52 (часть I). – Ст. 8973.
6. «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» (Заключен 16.06.1998) // Российская газета. – № 116. – 1998.
7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» // Российские вести. – № 35. – 1996.
8. «Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». – Москва. – 15.02.1994. // Вестник ВАС РФ. – № 6. – 1994.
9. «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы» // Российская газета. – № 78. – 2021.
10. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности» от 25.02.2021. – Москва.
11. «Соглашение между Правительством Ленинградской области и Правительством Камчатского края о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной сферах» от 14.02.2019. – Сочи.
12. «Соглашение о взаимном сотрудничестве между администрацией Сургутского района и обществом с ограниченной ответственностью «Лента» от 07.08.2019. – Сургут.
13. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие).
14. «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик» от 30.12.1922 // Государственный архив Российской Федерации. – Ф. Р-3316. – Оп. 1. – Д. 5. – Л. 1—3.
15. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 (утратил силу) «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991 г. – № 47. – ст. 1611.
16. Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) (утратил силу) «О коллективных договорах и соглашениях» // "Ведомости СНД и ВС РФ". – 1992. – № 17. – ст. 890; «Парламентская газета». – № 118-119. –2004.
Международные документы:
17. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российским Федерацией и Итальянской Республикой (от 14.10.1994) (вступил в силу с 22.05.1997) // Бюллетень международных договоров. – 2004. № 9. – С. 16 - 23.
18. Конвенция № 98 Международной организации труда «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XIX. – М., 1960. – с. 292 – 297.
19. «Статут Международного суда ООН» от 26.06.1945. – Сан-Франциско.
Специальная литература:
20. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб.: Юрид. кн. магазин Н. К. Мартынова, 1914. – 428 с.
21. Кросс Р. Прецедент в английском праве / Под общ. ред. Ф.М.Решетникова. – М., 1985. – 238 с.
22. Котелевская И. В., Митюков М. А., Мицкевич А. В. [и др.]. Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Тихомиров Ю. А. – М.: Юрид. лит., 1994. – 133 с.
23. Лучин В.О. Обеспечение приоритета федерального закона // Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. – М.: Городец, 2002. – 456 с.
24. Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение, 1998. – №2. – 156 с.
25. Михайловский И.В. Очерки философии права: Т. 1. – / И.В. Михайловский. – Томск: В.М. Посохин, 1914. – 632 с.
26. Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике. – М.: Экономика, 1993. – 144 с.
27. Хачатуров Р.Л., Адыгезалова Г.Э., Демичев А.А. [и др.]. Источники и формы права в современной юридической науке. – М.: «Юрлитинформ», 2021. – 320 с.
28. Горшенева Ю.А. Нормативный договор как источник права: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005. – 170 с.
29. Кулакова Ю.Ю. Нормативный договор в системе форм российского права: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005. – 32 с.
30. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Норма, 2002. – 640 с.
31. Боботов С.В. [и др.]. Теория права и государства: учебник / Отв. ред. Г.Н.Манов. – М.: БЕК, 1996. – 323 с.
32. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юрист, 1999. – 520 с.
33. Малько А.В. Теория государства и права: учебник для бакалавриата / А.В.Малько, В.Ю.Панченко, В.Н.Непомнящий. – М.: Эксмо, 2020. – 400 с.
34. Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. – М.: БЕК., 1995. – 496 с.
35. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2008. – 760 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
36. Авилова О.Е., Маркин В.В., Авилов С.А. Признаки нормативного договора: общетеоретический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2021. – №11-2. – С. 21 – 24.
37. Васильева Т. А. Понятие и значение источника // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2010. – № 73. – С. 37 – 44.
38. Гемонова Е.А. Соотношение принципов права и норм права на примере нормативного правового договора // Российская юстиция, 2019. – № 11. – С. 5 – 8.
39. Злобин А.В. Формы права в современной России // Lex russica, 2018. – № 4. – С. 23 – 36.
40. Иванов В.В. К вопросу об общей теории договора // Государство и право, 2000. – №12. – С. 73 – 79 с.
41. Корепина А. В. Делегирование полномочий как метод государственного управления // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2016. – № 2(34). – С. 42 – 48.
42. Кочев В. А. Договорные источники конституционного права РФ // Пермский юридический альманах, 2018. – № 1. – С. 84 – 90.
43. Кривошеев Е. В. Договоры как источники публичного права // Правовая парадигма, 2018. – Т. 17. – № 1. – С. 74 – 78.
44. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // ВЭПС, 2015. – №4. – С. 204 – 208.
45. Миронов В. О. Нормативный договор как источник права // Аграрное и земельное право, 2018. – № 4(160). – С. 39 – 43.
46. Муравский В. А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право, 2005. – № 2. – С. 13 – 18.
47. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права. Тема: "формы (источники) права" // Сибирский юридический вестник, 2003. – № 4. – С. 3 – 7.
48. Сидоров В. П. К вопросу об источниках и формах права // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. – 2016. – № 3. – С. 115 – 121.
49. Шундиков К. В. Нормативное договорное регулирование как правотворческий механизм: соотношение управления и самоорганизации // Правовая жизнь, 2019. – № 1(25). – С. 26 – 35.
50. Якадин Д. Д. Коллизии делегирования полномочий на различных уровнях государственной власти // Юридическая техника, 2017. – № 11. – С. 719 – 722.
51. Соковиков, Д. А. Статистический анализ роли "нормативного правового договора" как формы права в правовой системе Российской Федерации // Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского, Москва, 23 апреля 2020 года / Московский городской педагогический университет. – М.: Саратовский источник, 2020. – С. 256 – 260.
Добровольность заключения означает, что граждане и юридические лица сами решают, как и с кем им заключать договоры, также они без ограничений (в рамках закона) проставляют условия самого договора. Данный принцип добровольности заключения договоров, соглашений гласит: «заключение договоров, соглашений осуществляется на добровольной основе». Этот принцип играет большую роль в рыночных отношениях, а именно в предпринимательской деятельности, в которой лежит огромный потенциал на добровольном соглашении.
Равенство сторон, которое больше прослеживается в гражданском законодательстве. Но тем не менее содержание принципа равенства сторон договора в Гражданском кодексе Российской Федерации не предусмотрено, но на практике оно определяется исходя из положений ст.19 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с принципами свободы договора, диспозитивности, добросовестности и восстановления нарушенных прав. Суть данного принципа заключается в том, что сторонам присущи равные юридические возможности при заключении, изменении или же прекращении договора, к тому же каждая из сторон в равной мере влияет на формирование условий договора. Также стоит отметить, что одна сторона может быть «слабее», а другая «сильнее». Это случается в том случае, если «сильная» сторона имеет более престижное экономическое положение, в том числе и высокий уровень профессионализма.