Игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее- ФГОС ДО) и требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, дошкольник должен быть любознательным, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, самостоятельно наблюдать и экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Поэтому, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Отсюда вытекает противоречие между современными требованиями общества к познавательному развитию детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем сформированности познавательной активности дошкольников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 1.1 Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста, сущность и структура 6
1.2 Игра на этапе старшего дошкольного возраста 11
1.3 Игра как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1 Выявление исходного уровня развития познавательной активности у детей старшего возраста 22
2.2 Методические рекомендации по работе, направленной на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. План мероприятия по формированию познавательной активности «Мир знаний» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Статья "Познавательная активность дошкольников" 2017
Методологические основы и база исследования
Развития познавательной активности (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), классификация игр (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе),
Диагностические методики изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (Ю.А. Афонькина, Л.Н. Прохорова, Г.А. Урунтаева)
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 528с.
Проявления познавательной активности в соответствии с тем, как ребенок осуществляет процесс своего знакомства с окружающим миром (Д.Б. Годовикова) 2022г. 80с.
Методологические основы и базы (Д.Б.Годовикова, Е.И. Щербакова) исследования. 2021. -20с.
Определения термина «игра» в истории педагогики и психологии. Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. (В. Штерн, Л.С. Выготский) 2020г. -4с.
Активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию. (К. Гросс) 2018г.
Д.А. Эльконин. Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры. 2015г.
Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 2019. -224с.
Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М.: ПЕР СЭ, 2018. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 2020.-96с.
Основной формой развития дошкольников является игра, ибо это естественное состояние детей. В зарубежной и в отечественной литературе достаточно хорошо описаны глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможности ее использования в педагогических и коррекционных целях.Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. [11, С.43]Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста.Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает само-регуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.