Бренд государственного университета Дубна в оценках жителей города
Введение
Актуальность. В результате глобализации и все большей интеграции разнообразных стран в мировое пространство, необходимость увеличение конкурентоспособности высшего образования становится очевидной для влияния в прочих сферах экономики. Для увеличения конкурентоспособности вузов необходимо использование инструментов развития бренда образовательного учреждения. Многие отечественные и зарубежные вузы применяют способы разработки и продвижение бренда вуза с помощью маркетинговых средств. Важно отметить, что разработка и продвижение бренда не всегда идет гладко, а может порождать множество проблем, поэтому необходимо исследовать методологию бренда, способы улучшения качества бренда и укрепление его в глазах целевой аудитории. Настоящая маркетинговая методология бренда не использует целостную концепцию бренда с достаточными наработками связи товарной и социальной составляющих бренда.Государственный университет «Дубна» один из ведущих высших учебных заведений, который направлен на научные разработки и исследования.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования бренда государственного университета "Дубна"
1. Анализ бренда как социокультурного явления и определение его характеристик
2. Разработка и продвижение бренда вуза
3. Опыт социологических исследований бренда вуза
Глава 2. Социологическое исследование бренда государственного университета «Дубна» в оценках жителей города Дубна
1. Интерпретация понятий
2. Операционализация понятий
3. Характеристика объекта исследования
4. Обоснование выбора методов исследования
5. Исследовательская матрица
6. Анализ данных
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение. Анкета
Список использованных источников и литературы
Аакер, Д. Как обойти конкурентов. Создаем сильный бренд / Д. Аакер; пер. с англ. В. Кузина. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер; пер. с англ. И. Д. Гребенникова. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. – 435 с.
Абушенко, В. Л. Оценка / Гуманитарная энциклопедия: концепты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7320 (дата обращения: 10.06.2023).
Азарьева, В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В. В. Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – № 2 (30). – С. 111-120.
Балабанова, В. В. Развитие и поддержка бренда в сфере образовательных услуг / В. В. Балабанова // Вестник Томского Государственного Университета. – 2009. – №328. – С. 122-126.
Бартлик, З. Гарвард, Пристон, Гумбольдт: как университет брендом стал / З. Бартлик, Д. Вачедин // Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире. – 2017. – №4. – С. 12-34.
Беляев, А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / А. Беляев // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 62-65.
Борисова, О. М. Концептуальные основы маркетинга образовательных услуг / О. М. Борисова, О. Ю. Ибрагимова // Вестник СИБИТа. – 2018. – №2 – С. 8-15.
Боровских, Ю. А. Бренд вуза в представлениях абитуриентов московских университетов / Ю. А. Боровских // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – №3 (11). – С. 10.
Боровских, Ю. А. Бренд вуза как объект социологического исследования / Ю. А. Боровских, Е. Э. Смирнова // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. – 2014. – №1. – С. 64, 160.
Бронзино, Л. Ю. Герберт Маркузе и Жан Бодрийяр: теоретикометодологический анализ концепта общества потребления / Л. Ю. Бронзино // Russian Journal of Education and Psychology. – 2011. – №4. – С. 11.
С.П. Земцов, В.А. Еремкин, В.А. Баринова выделяли факторы востребованности вуза. На востребованность вуза большое влияние оказывает бренд вуза. В своем исследовании они анализировали базы данных Мониторинга высших учебных заведений Министерства образования и науки Российской Федерации, производные от них, а также собственные авторские сведения. Были отобраны данные по университетам, входящим в рейтинг «100 лучших вузов России 2013 г.» по оценке рейтингового агентства RAEX (бывший «Эксперт РА»). Важнейшими факторами при выборе вуза абитуриентами они выделили следующие: бренд, успешность выпускников, доходы и обеспеченность вуза преподавателями. Для повышения востребованности вуза важны усилия по разработке и продвижению, популяризации бренда, как подчеркивают авторы, в том числе с помощью социальных сетей. Востребованность вуза зависит от цитирования новостных источников. Нужна активная работа с работодателями и выпускниками для выстраивания успешного трудоустройства выпускникам. Малозначительными факторами были следующие: инфраструктура вуза, ведь внешняя оболочка не всегда может свидетельствовать о качестве образовательных услуг. Также научно-исследовательская деятельность не важна абитуриентам при выборе вуза. Наиболее малозначительным фактором была цитируемость НПР, в то время как авторы подчеркивают то, что научно-исследовательская деятельность влияет на повышение качества бренда с помощью упоминаний. Можно сделать вывод, что исследования бренда вуза в оценках студентов, жителей города, абитуриентов дают данные, которые представляют интерес для построения дальнейших исследований. Бренд вуза оказывается значимым социокультурным явлением, влияющим на восприятие вуза. Жители города сначала обращают внимание на бренд вуза, а потом и на сам вуз с его составляющими. Мы выявляем на основе анализа работ социологов, характеристики бренда вуза в глазах респондентов: при выборе учебного учреждения, абитуриенты полагаются на бренд вуза с большей вероятностью, чем на определенную нужную им специальность. Бренд вуза – это экономическая категория, для продвижения бренда вуза на рынке образовательных услуг, требуется финансовых вложений на маркетинговое продвижение бренда. Маркетинговое продвижение должно быть слаженно, чтобы с помощью мягкой силы целенаправленно продвигать в сознание потребителей репутацию нужного бренда. Но от бренда вуза зависит не только количество абитуриентов, но и качество трудоустройства выпускников.