Оформление читательского дневника с учащимися средних классов как средство формирования квалифицированного читателя
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на уроках литературы в общеобразовательных школах уделяется большое внимание активизации читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры необходимо использовать педагогический потенциал литературы как предмета. Произведения следует изучать в единстве с различными формами внеурочной работы.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к предметным результатам освоения литературы на уровне основного общего образования относят « воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываний разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение» [17].Проблема формирования интереса к чтению находится в центре внимания отечественных и зарубежных педагогов (Я. А. Коменский [20], В. А. Сухомлинский [23], К. Д. Ушинский [24]) и методистов (М. Р. Львов [21], Т. С. Пиче-оол [15], М. А. Рыбникова [22], Н. Н. Светловская [15]).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические и методические аспекты изучения формирования квалифицированного читателя посредством читательского дневника
1 Квалифицированный читатель: особенности понятия
2 Читательский дневник и его виды
Формирование умения у учащихся оформлять читательский дневник
1 Выявление уровня сформированности умения у учащихся 6-х классов оформлять читательский дневник
2 Методы и приемы написания отзыва в читательском дневнике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамовских Н. В., Каменская И. В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3691–3695. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86776.htm.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах // Под редакцией М. С. Васильевой, М. И. Омороковой. – М., 1977.
3. Большой Энциклопедический словарь.
4. Бондаренко, Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. 2012. С. 9193.
5. Кабачек О. Л. Чтение и творчество в контексте психологии развития // Чтение как увлечение / сост. О. Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2007. С. 57.
6. Куликова Е. В. Продвижение детского чтения // Как создаются читающие нации: опыт, идеи образцы: сб. материалов / Фонд «Пушкинская библиотека», Центр книги Б-ки Конгресса США, Британский совет. М., 2006. С. 24-29.
7. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц : В 2 т. / Т. Ф. Ефремова А - О
8. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
9. Чудинова В. П., Кабачек О. Л. Дети и библиотеки в меняющейся медиареде. М.: Школьная
б-ка. 2004. 336 с.
10. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. N° 3. C. 98-102.
11.Словарь-справочник по чтению 2017. Бородина В.А., Бородин С.М.
12.Светловская Н.Н. «Основы науки о чтении». М.,199313.Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании. Т. 2. М.: Советская педагогика, 1976. 147 с.
14.Светловская H.H. Введение в науку о читателе. М.: Мегатрон, 1997. 156 с.
15.Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика. М.: Академия, 2001. 282 с.
16.Романовская З.И. Живое слово: Книга для чтения. Первый класс / З.И. Романовская. М.: Приокское книжное издательство, 2015. 384 с.
Формирующий этап педагогического эксперимента проводился на базе МБОУ СОШ № 5 имени Героя Советского Союза В. И. Данильченко, Каневского р-на, ст. Стародеревянковской, также в 6«А» классе, в составе 25 учащихся.Цель формирующего эксперимента – создание памятки для написание отзыва в читательском дневнике по эпическому произведению А. С. Пушкина «Дубровский», рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» и повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:– разработать памятку для написания отзыва в помощь при составлении читательского дневника;– провести уроки в экспериментальном классе с использованием памятки для написания отзыва в читательском дневнике по эпическому произведению А. С. Пушкина «Дубровский», рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» и повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».Классификация методов обучения литературе, созданная Н. И. Кудряшевым, обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. При этом Н. И. Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических решений проблемы методов, раскрытому в трудах М. Н. Скаткина [25] и И. Я. Лернера [26]. Деятель науки И. Я. Лернер обосновывает следующие методы, обусловливающие характер обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический, или частично-поисковый; исследовательский [18]. К этому следует прибавить, что ученые-дидакты М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер дают следующее определение метода обучения литературе и его признаков: «... система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия способов обучения» [19].