Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Введение
Актуальность темы данной работы заключается в том, охрана семьи, материнства и детства являются приоритетными направлениями социально – экономической политики современного российского государства. Семья и дети являются основной базовой ценностью нашего общества.На международном уровне закреплено положение о том, что « ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Государство же обязано предоставлять детям, оставшимся без попечения родителей защиту и помощь.Вопросы, связанные с социальной защитой детей оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, характеризуются как в теории, так и в практике с достаточной сложностью, и расположены на стыке проблемных областей социологии, психологии, юриспруденции и педагогики.В целях реализации на национальном уровне полномочий государства по социальному обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был принят Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым, помимо иных социальных гарантий, данной категории граждан предоставляется так же дополнительные гарантии прав на имущество и жилые помещения, однако, в процессе его применения возникает ряд сложностей, далеко не всегда право на жилое помещение может быть реализовано в установленные сроки, в связи с чем, тема выпускной квалификационной работы представляется весьма актуальной.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….. ..3-8
Глава 1. Теоретические основы государственно-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………….8-19
1.2Нормативно-правовое обеспечение защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………19-25
1.3 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………25-33
Глава 2. Участие несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в жилищных правоотношениях
2.1 Несовершеннолетние как особые субъекты жилищных правоотношений……………………………………………………………...33-46
2.2 Порядок обеспечения жилыми помещениями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей………………………………………46-53
Глава 3. Проблемы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список использованной литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно правовые акты
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (1.I) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10 декабря 1998 г.
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. №45. Ст. 955.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №52.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС КонсультантПлюс – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 29.05.2023)
Российская. Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26.01.201996 №14-ФЗ // СПС КонсультантПлюс – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 28.04.2023)
Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СПС КонсультантПлюс – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения 28.05.2023)
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года №223-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Существует проблема получения образования и воспитания в специальных учреждениях для детей-сирот. Отмечается также отсутствие возможности ознакомления выпускниками детских домов со своими личными документами в силу специфики обращения с этими документами. Во избежание данной трудности авторы предлагают организовывать с восьмого класса, проведение ознакомления учеников с юридическими вопросами (начиная с ознакомления со своими документами, их функциями и т.д., заканчивая занятиями по правовым вопросам). В семье социализация ребенка происходит под контролем родителей и к определенному времени (к 8 или 11 классу) ребенок продолжает жить в семье. Выпускники детского дома, напротив, покидают замкнутую социальную среду, и становится полноправным членом большого социума. Поэтому обучение быту, самостоятельности, юридической грамотности были бы хорошими инструментами для социализации воспитанников детских домов.У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в большинстве случаев отсутствует жильё, именно поэтому Закон о дополнительных гарантиях предусматривает для этих детей такие гарантии, которые позволяют получать различные блага бесплатно, к ним относятся: жильё, оно предоставляется по гражданской правовому договору социального найма; обучение, при чем как в школе, так и в средних и высших учебных учреждениях; работа, данным категориям предоставляются льготы и гарантии при поступлении на работу; получение медицинской помощи; а также юридическая помощь. Из всего перечисленного, самым важным является это предоставление бесплатного жилья и образования, эти преимущества позволяют как можно лучше адаптироваться детям в социуме. Существует проблема правонарушений несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 40 тысяч преступлений. При этом 45,9%), несовершеннолетних, осужденных в 2019 году за преступления, воспитывались в семье с одним родителем, около 10% воспитывалась вне семьи .