Особенности поведения современных фирм в условиях олигополии
Введение
Современная экономика в большинстве своем характеризуется рынками несовершенной конкуренции, где каждый производитель в состоянии существенно влиять на цену своей продукции. Олигополия считается одной из самых популяризованных структур рынка в нынешней экономике. Практически все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют как раз-таки такую структуру. На таких рынках часто встречаются высокий уровень концентрации производителей с дифференциацией продукта (монополистическая конкуренция, олигополия), наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия) и взаимодействием между производителями (олигополия).Наиболее интересным типом рыночных структур для исследования является олигополия, благодаря ее многообразию стратегий поведения и нетривиальности выводов. Как правило, число олигополистов ограничено несколькими фирмами, хотя в некоторых случаях при информационной открытости (облегчающей координацию фирм) может доходить до нескольких десятков. Причем размер каждой фирмы должен позволять ей значимо влиять на ситуацию на рынке. Именно для олигополии в наибольшей степени характерно стратегическое взаимодействие участников.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Социально-экономическая природа олигополии.......................................5
Модели поведения фирм в условиях олигополии....................................10
Государственное регулирование рынка олигополии в России...............22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …................................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................30
Список литературы:
О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г., №135-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Положение о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 № 814 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Карасёва Л.А.Логический комментарий к курсу микроэкономики: учеб. пособие. – 5-е изд., доп. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017, – 305 с.
Ким, И. А. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 328 с.
Левина, Е. А. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / Е. А. Левина, Е. В. Покатович. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Басовский, Л. Е. Микроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 224 c.
Микроэкономика: учебное пособие / под ред. Т.А. Селищевой. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 250 с.
Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 624 с.
Журавлева, Г. П. Микроэкономика: учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 415 с.
Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для вузов / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 143 с.
Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интерпрессервис, 2009. - 496 с.
Корнейчук, Б. В. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 305 с.
Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - № 4/5. - С.26-56.
“Модели поведения в олигополиях” Атаева С.С., Экономика и социум. 2021. № 9 (88). С. 264-267.
Эта теория изучает игровые ситуации, в которых есть заранее установ-ленные правила, например, игры в карты или в домино. В ходе игры могут возникать различные ситуации, такие как формирование коалиций игроков или конфликты. Стратегия игроков определяется целевой функцией, которая показывает, какой выигрыш или проигрыш получит каждый участник. Существует множество форм игр, но наиболее простая - игры с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, то возможно образование коалиций, что усложнит анализ. Игры делятся на две группы по платежной сумме: с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называются антагонистическими, так как выигрыш одних равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. Игры могут быть кооперативными (когда образуются коалиции игроков) и некооперативными (когда каждый играет за себя против всех). Особенность олигополии в том, что фирмы учитывают не только реакцию потребителей, но и реакцию своих конкурентов.Поведение олигополистов похоже на игровые стратегии (игра в покер, шахматы). Игроки строят свои действия в соответствии с действиями и ожидаемой реакцией соперников.Одним из наиболее известных примеров некооперативной игры с нулевой суммой является модель Курно, а с ненулевой – «дилемма заключённого».Мы уже рассмотрели модель Курно, поэтому подробнее остановимся на модели с ненулевой суммой, т. е. дилемме заключенного.Двое преступников, которых мы будем называть А и Б, были арестованы за похожие преступления примерно в одно и то же время. Полиция подозревает, что они сговорились, и предлагает им сделку: если один из них свидетельствует против другого, а второй молчит, то первый получает освобождение, а второй получает максимальный срок - 10 лет.