Источники уголовно-исполнительного права понятие и содержание (ретроспективный и сравнительно-правовой анализ)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями трактуют и толкуют его правоведы. Любая правовая система на каждом этапе развития общества имела свои источники права. С развитием государственности источники права изменялись и трансформировались по форме и содержанию, пройдя длинный путь от своего первого вида обычая – до широкой системы самых разнообразных нормативных актов. Тем не менее, понятие источника права до сих пор принадлежит к числу наиболее спорных вопросов теории права.
В последние годы в России произошли значительные политические, экономические, правовые и социальные преобразования. Естественно, это не могло не отразиться и на деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, огромная роль которых заключается в укреплении законности и правопорядка в процессе исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем успешное проведение реформ было бы невозможно без своевременно принятого законодательства и непрерывн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ (ЮРИДИЧЕСКИХ) ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 10
1.1. Общетеоретическое учение о формальных источниках уголовно-исполнительного права как основа их отраслевого исследования 10
1.2. Методология системного подхода к исследованию юридических источников уголовно-исполнительного права 18
1.3. Понятие формальных источников уголовно-исполнительного права 20
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМАЛЬНЫХ (ЮРИДИЧЕСКИХ) ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 27
2.1. Конституция Российской Федерации. 27
2.2. Международные договоры России 32
2.3. Уголовно-исполнительное законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты в системе уголовно-исполнительного права 35
2.4. Судебные решения в системе формальных (юридических) источников российского уголовно-исполнительного права 40
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФОРМАЛЬНЫХ (ЮРИДИЧЕСКИХ) ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 48
3.1. Проблемы кодификации уголовно-исполнительного законодательства 48
3.2. Перспективы расширения системы формальных источников российского уголовно-исполнительного права 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….58
СПИСОК ИСТОЧИКОВ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, (в ред. от 4 октября 2022 года) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // «Российская газета», № 249, 22.12.2001.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022)
5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Гарант (с изменениями и дополнениями от 11.06.2022 г.)
6. Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Гарант от 08.01.1997 № 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002)
7. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Гарант (с изменениями и дополнениями от 5 декабря 2022)
8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Гарант (с изменениями и дополнении от 1 октября 2019)
9. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в ред. 21.12.2021)
10. Федеральный закон «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» от 28.12.2004 № 177-ФЗ // Гарант (в ред. 22 декабря 2004 года)
11. Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018 № 197-ФЗ (в ред. от 19.07.2018)
12. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ // Гарант (в ред. 1 октября 2019)
13. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ // КонсультантПлюс (в ред. 08.12.2020)
14. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // КонсультантПлюс (ред. от 16.04.2022)
15. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952)
16. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» // Гарант (с изменениями и дополнениями от 31 июля 2020)
17. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Заре
«Конституция Российской Федерации позволяет определить в системе геополитических координат долю и формы участия государства в экономике, которую, мы полагаем, следует называть в связи с окончанием рыночного фундаментализма уже пострыночной с элементами экономики транзитной (т.е. от рыночной демократии к государственному капитализму), кластерной, территориально распределенной, глобально интегрированной, но обязательно с участием государства».
«Значение Конституции Российской Федерации состоит в том, что она не должна допускать растворения суверенитета России как государства в интересах, чуждых демократии, справедливости и праву, на равных участвуя в процессах глобализации».
«В самом начале 2020 г. была перевернута очередная страница в истории российского конституционализма: 15 января в ежегодном Послании Президента России к Федеральному Собранию В.В. Путин предложил внести уточняющие, но одновременно довольно масштабные поправки в Основной