Рассмотрение проблем, которые возникают при уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних
Введение
Преступность несовершеннолетних на протяжении долгих лет является ключевой проблемой практически каждого государства. Поэтому, уголовному производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц на сегодняшний день уделяется большое внимание в юридической науке и практике. Основная суть этой проблемы заключается в том, что субъектами преступлений являются несовершеннолетние лица.
Состояние преступности несовершеннолетних сохраняет стабильность, более того на сегодняшний день число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними растет, что следует из статистических данных за последние десять лет.
Из указанных статистических данных можно заметить, что в период с 2018 по 2021 год число зарегистрированных особо тяжких преступлений в Российской Федерации получило тенденцию спада и с 2551 сократилось до 1782 зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними за год. В 2020 году количество зарегистрированных преступлений резко выросло
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовое положение несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных отношений 7
1.1. Процессуальный статус несовершеннолетнего подозреваемого и несовершеннолетнего 7
1.2 Процессуальный статус несовершеннолетнего потерпевшего и несовершеннолетнего свидетеля 27
Глава 2. Проблемы уголовно-процессуального регулирования производства с участием несовершеннолетнего 34
2.1. Вопросы правового регулирования процессуального положения несовершеннолетнего подозреваемого и несовершеннолетнего обвиняемого в системе общих условий предварительного расследования 34
2.2. Вопросы правового регулирования процессуального положения несовершеннолетнего подсудимого в системе общих условий судебного разбирательства 50
2.3. Актуальные проблемы судопроизводства с участием несовершеннолетних 60
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
Список использованных источников и литературы
1. Законодательные и иные нормативные акты
1.1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 21.07.2014) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31.
1.2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «Консультант Плюс» (дата обновления: 23.03.2020).
1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обновления: 22.03.2020).
1.4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2020)
1.5.Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обновления: 02.05.2020).
1.6.Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989г. // Сборник международных договоров СССР. – 1993. - № XLVI.
1.7.Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Сборник международных договоров. – 1985.
2. Специальная литература
2.1.Авалиани К. А. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: д н е .... канд. юрид. наук. Кемерово, 2009. С. 176.
2.2.Андроник Н.А. Актуальные вопросы уголовного судопроизводства и уголовно-процессуального законодательства // Вестник Уральского юридического института МВД России.
Предусматривается обязательное участие педагога или психолога при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению лица, осуществляющего уголовное судопроизводство.
Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до 14 лет — бо