Историческое образование как компонент гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи
ВВЕДЕНИЕ
Гражданско-патриотическое воспитание – комплекс мероприятий, направленных на воспитание у учащихся осознанной необходимости самоотверженного, бескорыстного служения Отечеству, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к выполнению своего долга и гражданских обязанностей, гордости за историко-культурное наследие и традиции своей страны. Воспитание гражданина и патриота – одна из основных задач педагогов в современной системе образования. В условиях постоянно меняющегося мира, процессов глобализации и геополитических вызовов на первый план выходят вопросы, связанные развитием гражданских качеств человека.Молодежь во все времена несла на себе ответственность за сохранение и продолжение традиций общества, будущее своей страны, преемственность ее истории и культуры. От того, какими приоритетами в системе ценностных ориентаций будет руководствоваться молодое поколение граждан, во многом будут определяться темпы социального и экономического развития Республики, ее благополучие.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Историографический анализ проблематики гражданско-патриотического воспитания молодежи .……………………….. 5
Глава 2 Государственная политика в области исторического образования в средней школе ..…….………………………………. 10
2.1 Нормативная правовая база в области государственной исторической политики Республики Беларусь …………… ……... 10
2.2 Теоретико-методологические основы и методические принципы государственной политики в области исторического образования в Республике Беларусь …………….…………………. 14
2.3. Реализация государственной политики в области исторического образования в контексте социально-культурных и геополитических вызовов ……………………………………………… 19
Глава 3 Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи …….. 23
3.1 Аксиологический контекст гражданско-патриотического воспитания 23
3.2 Реализация гражданско-патриотического воспитания в ходе образовательного процесса и внеклассной работы в средней школе ….. 27
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бабосов, Е. М. Идентичность как фактор консолидации / Е. М. Бабосов // Беларуская думка. – 2013. – № 3. – С. 74–79.
Белинский, В.Г. О воспитании умственном и нравственном : посвящается родителям и наставникам / В. Г. Белинский ; сост. А. Н. Сальников. - Санкт-Петербург : Губинский, 1898. – 160 с.
Богданович, И. И. Вучэб.-метад. комплекс для спецыяльнасці 1-02 01 01 Гісторыя і грамадазнаўчыя дысцыпліны, 1-02 01 02 Гісторыя і МХК, 1-02 01 03 Гісторыя і ЭКР [Электронный ресурс] / И. А. Царик // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа:httр://еlib.bsрu.by/hаndlе/dос/115. – Дата доступа: 06.05.2023.
Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. Быков. – М. : Сфера, 2006. – 207 с.
Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. – М. : Просвещение, 1968. – 434 с.
Величко, С. П. Гражданственность как приоритетная черта личности молодого человека. / С. П. Величко // Народная асвета. – 2012. – Дадатак №12. Да рубрыкі «Экцыклапедыя Беларусі» – С. 48-54.
Вяземский Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
Глазырина, Т. Н. Методика преподавания истории : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-21 03 01 «История» / Т. Н. Глазырина. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 356 с.
Ершова О. И. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте аксиологического подхода/ О. И. Ершова // Педагогическая наука и образование. – 2020. – № 4. – С. 52–60.
Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин : Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 1216 с.
2022 год был объявлен в Республике Беларусь Годом исторической памяти. Отмечается, что для совершенствования образовательного процесса и формирования у учащися уважения к истории и культуре государства, необходимо особенное внимание уделить вопросам патриотического воспитания и проведению экскурсий.Согласно Указу № 1 от 1 января 2023 года, который подписал Глава государства Александр Григорьевич Лукашенко, в целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания [28].Ключевыми направлениями в 2023 году стали продвижение мирных инициатив граждан, совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, диалог между разными этническими группами, который обеспечит мир и гармонию в белорусском обществе, распространение об идее созидательного труда как основы для развития государства.В рамках Года мира и созидания гражданско-патриотическое воспитание учащихся в средней школе выходит на новый уровень. Его компонентами становятся изучение этики поведения при межнациональных и межконфессиональных взаимодействиях. Особенно важно подчеркивать значимость таких слов как «мир», «труд», «дружба», «наука», их влияние на прогрессивное развитие общества и на формирование гражданской идентичности. Следует уделить внимание мероприятиям, которые развивают у учащихся ответственность и готовность к исполнению своего долга перед Родиной, формируют уважительное отношение к государственной символике.Стоит осветить юбилейные даты в истории государства (100 лет с момента образования СССР и вхождения БССР в его состав; 100 лет основания архивной службы Беларуси).Таким образом, инструктивно-методические письма носят не только информационный характер, но и обязательны для изучения педагогами, так как в них содержатся необходимые для качественного образования материалы, данные, на которые следует обратить особое внимание, принцип организации учебного процесса, подбор учебных материалов, методические приемы работы в классе.