Применение конституционных основ судебной системы
Введение
Актуальность бакалаврской работы состоит в раскрытии конституционно - правовой природы судебной власти, а так же в рассмотрении механизма реализации судебной власти.
Новая Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г. четко разделила государственную власть на три вида: законодательную, исполнительную и судебную. В конституции РФ записано, что «судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам». Таким образом, конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти. Суд из рядового государственного учреждения постепенно превратился в независимый орган, решающий специфические задачи. Согласно Конституции, на суд возлагается особая миссия, которая свидетельствует о том, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Суд, как орган государственной власти, отличается от других ветвей не только спецификой судебных полномочий, но и порядком формирования, то есть для них существуют особые правила, отличные от формирования законодательных и исполнительных органов. По действующему законодательству суды образуются по строго установленной процедуре. Эта процедура предусмотрена Конституцией российской Федерации и законом «О статусе судей в Российской Федерации». Установленная процедура призвана обеспечить качественный отбор судей, способных добросовестно, ответственно и грамотно рассматривать и разрешать подсудные им дела. Конституционные основы судебной системы разрабатывается правовой наукой в течение длительного времени.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и основные характеристики судебной власти…………..6
1.2. Принципы судебной власти ………………………………………..13
1.3. Место и роль судебной власти в конституционном механизме разделения властей Российской Федерации ………………………………………..20
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Формы реализации судебной власти ……………………………….26
2.2. Проблемы и совершенствование организации судебной власти в Российской Федерации на современном этапе…………………………..40
Заключение…………………………………………………………..47
Список использованных источников……………………………49
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от от 14.03. 2020 г. № 1-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 5-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 6-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 7-ФКЗ, от 4.10.2022 года № 8-ФКЗ)
2. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 07.12.2022).
3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 08.12.2022).
4. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 N 262-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации";6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации";7. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 01.09.2019) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";
Специальная литература:
8. Аванесян В. В. Большая юридическая энциклопедия. М., 2015. С. 567.
9. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. — М.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2017. С. 11.
10. Гессен В. М. Основы конституционного строя. СПб, 2016. С.24.
11. Дмитриев Ю. А. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека / Ю. А. Дмитриев, Г. Г. Черемных // Государство и право. М.: 2017. № 8. С. 48.
12. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 224 с.
В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов. Конституционные основы судебной власти представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм Основного Закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Единство судебной власти обеспечивается соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства, поскольку уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство отнесено к федеральной власти. Конституция РФ впервые установила понятие судебной власти необходимой и авторитетной ветви государственной власти в демократическом и правовом государстве. Ее задачи - осуществление правосудия, обеспечение верховенства Конституции России и законов, а также в определенной мере уравновешивание законодательной и исполнительной власти. Теория разделения властей — основной принцип организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства. Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством. Функционирование правового государства не представляется возможным без самостоятельной и независимой судебной ветви власти, которая обеспечивает защиту интересов государства и граждан от любых посягательств, включая и само государство и государственные органы.