Система преступлений и наказаний: формирование в государственно-правовой системе Московского государства
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена присутствием асоциальных элементов в обществе на любой стадии его развития вне зависимости от типа государства или формы правления. Создание любого закона всегда предусматривает наличие лиц, которые будут сопротивляться его исполнению. А значит, совместно с законом создаётся санкция за его нарушение.
Наиболее важной и заметной областью здесь выступает уголовное право. Именно оно определяет меру ответственности лица за совершенное им преступление. Но недостаточно просто закрепить законодательно ответственность преступника, необходимо создание государственных органов и учреждений, которые будут заниматься как исполнением наказания, так и ведением следственных мероприятий для выявления виновных в нарушении закона и прогнозированию преступлений, с целью их предотвращения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 15
1.1. Формирование представлений о противоправном поведении в условиях становления отечественного государства 15
1.2. Формирование представлений о наказаниях и его видах в условиях становления отечественного государства 25
Глава 2. ОГРАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 31
2.1. Формирование государственно-правовой системы Московского государства 31
2.2. Нормативные основания регулирования уголовно-правовых отношений в Московском государстве 36
Глава 3. ИНСТИТУТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 41
3.1. Система преступлений в законодательстве Московского государства 41
3.1. Система наказаний в законодательстве Московского государства 49
3.3. Роль опыта регулирования уголовно-правовых отношений Московского царства в развитии государственно-правовой системы России 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30 апреля 2021 года) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020; 2021. № 18. Ст. 3060.
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных га-рантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от. 30 декабря 2021 года) // СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 4595; 2022. № 1. Ч. I. Ст. 54.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 21 декабря 2021 года) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2021. № 52. Ч. I. Ст. 8983.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 года) «О системе государственной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2021. № 27. Ч. I. Ст. 5179.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 5 декабря 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4921; http://pravo.gov.ru – 05.12.2022.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 21 ноября 2022 года, с изм. от 8 декабря 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; http://pravo.gov.ru – 21.11.2022).
Нормативные правовые акты, утратившие юридическую силу
8. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комисси-ей. Т. 1. № 105. – СПб., 1841.
9. Правда Русская / Акад. наук СССР, Ин-т истории ; под общ. ред. Б. Д. Грекова. – М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. 506 с.
10. Судебники Русского государства. Горький: Изд. Горьковским пединститутом, 1939.
Таким образом, применение телесных кар обуславливалось идеей целесообразности наказаний. Часто телесные наказания совмещались со штрафами, причем последние играли огромную роль. Так, если телесные наказания предусмотрены в 16 % всех статей, то штрафы и имущественные взыскания – в 29 %.
Наказания членовредительные имеют двоякое значение: полицейское – для того чтобы оставить преступнику навсегда отметку («улику») его злодея-ния, и чисто карательное. К первой категории таких наказаний относится: уре-зание уха (за татьбу и мошенничество в первый и второй раз; за разбой – урезание второго уха (гл. XXI, ст. 9, 10, 15, 16, 90) .