Развитие экспортного потенциала ОАО «Гомсельмаш» в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Охарактеризовать уровень развития экономики любого государства можно величиной и структурой его экспортно-импортных потоков. При условии, что доля участия страны в мировом экспорте товаров и услуг выше, и в структуре экспорта преобладают товары высокотехнологичных, наукоемких отраслей, можно говорить о том, экономика данной страны высокоэффективная. В целом экспортный потенциал любой страны складывается из возможностей каждого отдельного предприятия, предлагающего свою продукцию на международном рынке товаров и услуг. Целью данной работы является разработка предложений по диверсификации рынков сбыта продукции производства ОАО «Гомсельмаш», выход на рынок Австралии.Значение экспортной деятельности для предприятия машиностроительной отрасли на внешних рынках состоит в том, что качество отечественных разработок новых продуктов, материалов и технологических процессов оцениваются только через экспорт: ростом объемов экспорта произведенной продукции, расширением рынков сбыта производимой продукции.Экспортный потенциал предприятия, характеризует конкурентные возможности предприятия на международном рынке, его узнаваемости под этим брэндом. Рост экспортного потенциала предприятия основывается не только на увеличении продаж конкретного вида продукции, он в первую очередь связан с возможностью выйти со своей продукцией на рынки других стран в ближайшем будущем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………... 8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЫПУСКА ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ…... 10
1.1 Подходы к анализу экспортного потенциала, показатели и методы оценки……………………………………………………………………………. 10
1.2 Зарубежный опыт стимулирования экспорта………… 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЫПУСКА ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ»…………….. 21
2.1 Организационная характеристика деятельности предприятия ОАО «Гомсельмаш»…………………………………………………………………… 21
2.2 Анализ экономических показателей и финансового состояния предприятия ОАО «Гомсельмаш»…………………………………………..…. 29
2.3 Экспорт продукции предприятия ОАО «Гомсельмаш»………… 35
2.4 Анализ рынков Австралии, Индии, Пакистана, Российской Федерации, для экспорта продукции ОАО «Гомсельмаш»………… 45
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ»………... 61
3.1 Предложения по стимулированию развития экспортного потенциала предприятия ОАО «Гомсельмаш»………… 61
3.2 Оценка эффективности участия в выставочных мероприятиях предприятия ОАО «Гомсельмаш»…………… 62
3.3 Организация поставки техники и сервисной службы в Австралии, программа TRADE-IN ………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 81
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Хозяйственное право Республики Беларусь [Электронный ресурс]: курс лекций / В. К. Сидорчук. – Минск : БГУ, 2019.
Горбачев Д.Н. Конспект лекций по дисциплине «Теория организации и организационное поведение». – СПб.: НОУ ВПО СПбУУиЭ, 2018.
Новости беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by – Дата доступа: 20.03.2023.
ОАО «Гомсельмаш» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gomselmash.by – Дата доступа: 20.03.2023.
Лапченко, Д. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности: финансовый анализ : учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» / Д. А. Лапченко, Е. И. Тымуль. – Минск: БНТУ. – 2018. – 55 с.
Электронная библиотека БГЭУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/90083 – Дата доступа: 21.06.2022.
Лапченко, Д. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности: финансовый анализ : учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» /Д. А. Лапченко, Е. И. Тымуль. – Минск: БНТУ. – 2018. – 55 с.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 N 1672 (ред. от 22.01.2016) "Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования"
Балабанов, И. Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – Москва: Финансы и статистика, 2016. – 540 с.
Hill, Charles W. L., Hult, G. T. International Business: Competing in the Global Marketplace 11th Edition. – NY: McGraw-Hill Education, 2017.
Самуэльсон, П. Э., Экономика: учебник: пер. с англ. / Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. – Cанкт-Петербург: ООО «Диалектика», 2019. – 1328 с.
Stankiewicz-Mróz, A., Perederii, V. Foreign economic activity of enterprises / A. Stankiewicz-Mróz, V. Perederii. – Lodz, 2018.
Рентабельность продаж продукции за рассматриваемый период имела тенденцию к снижению и на период конца 2021 года снова данный показатель вырос до значений близких к началу 2019 года. Рентабельность продаж говорит, что на конец 2021 года на 1 вложенный рубль предприятие получает 8,33 коп. прибыли. Рост показателя за последние годы говорит об эффективной работе предприятия.Рентабельность собственного капитала нам говорит о том, сколько денежных единиц потребуется предприятию для получения 1 рубля прибыли, независимо от источников привлечения этих средств. В нашем случае в рассматриваемом периоде на ОАО «Гомсельмаш» имела место отрицательная рентабельность, что свидетельствует о неэффективном распоряжении собственными активами.Если показатели рентабельности организации демонстрируют минусовое значение, это служит поводом для повышения цен на продукцию либо поиск путей на снижение себестоимости выпускаемой продукции. В конце 2021 года ОАО «Гомсельмаш» вышло на положительный уровень рентабельности собственного капитала.Также наблюдалась отрицательная рентабельность собственного капитала ОАО «Гомсельмаш» за рассматриваемы период времени, в конце 2021 года этот показатель составил 0,2%, причем наблюдался резкий скачок от отрицательных значений к данной цифре. Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он показывает, сколько рублей прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная предприятием.Рентабельность основной деятельности показывает величину прибыли, которую получает организация на единицу затрат или выручки (на 1 рубль). За рассматриваемый период рентабельность основной деятельности снижалась с 0,32 до 0,09 и в конце 2020 года выросла до уровня 0,84. По итогам 2021 года, данное значение установилось на отрицательном значении и составило -0,0011. Что говорит о том, что нужно искать варианты по повышению рентабельности.