Реструктуризация предприятия (на примере НК “НПЗ”)
ВВЕДЕНИЕ.
Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.Однако отставание теоретических и методологических разработок ряда основополагающих проблем негативно влияет на поступательное движение и развитие общественных социально-экономических отношений.В условиях спада производства, который сложился в настоящее время у нас в России, когда около половины предприятий убыточны или балансируют на грани безубыточности, стоит проблема улучшения финансово-экономического состояния предприятий и регионов при остром дефиците финансов.Несколько лет назад в качестве одной из мер решения этой проблемы возник вариант реформирования и реструктуризации предприятий, но только к концу 1997 г. появился практический реальный опыт реформирования и реструктуризации предприятий.При этом я хотела бы отметить, что реструктуризация предприятия – это не только разделение предприятия на самостоятельно хозяйствующие субъекты или выделение таких от предприятия (как многие ошибочно считают), но и изменение внутренней структуры предприятия и его системы управления, а также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Библиографический список
Гражданский Кодекс РФ, (часть первая), - М.: 1996.
Постановление Правительства РФ от 23.05.94 г. № 508 “О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ”.
Положение о ведении реестра ФПГ.
Указ Президента РФ “О создании ФПГ в РФ” от 5.12.93 г. № 2096.
Указ Президента РФ “Положение о холдингах” от 16.11.92 г. №1392.
Федеральный закон “Об акционерных обществах”.
Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика,1989.
Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ,1995.
Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: 1996.
Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. – М.: 1996.
Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. – СПб.: 1996.
Ириков В.А., Леонтьев С.В. Реформирование и реструкторизация предприятий. Методика и опыт. – М.: “ПРИОР”, 1998.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1997.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: 1996.
Макаренко О.Г. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Самара: Изд-во СГЭА, 1996.
Макаренко О.Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством. – Самара: Изд-во СГЭА,1997.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: 1997.
Носов А.С. Предприятие в условиях рынка. – Самара: Изд-во СГЭА, 1998.
Холдинги, корпоративные акты, комментарии. – М.: 1994.
Шарлот В.М. Это наш завод: Страницы истории Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего. – Самара,1996.
Бочаров А. Без поводов для оптимизма./Нефть России, №1,1999.
Брагинский О.Б., Шлихтер Э.Б. Развитие нефтепереработки на Ближнем и Среднем Востоке./Нефть, газ и бизнес, № 4, 1999.
Брагинский О.Б., Шлихтер Э.Б. Развитие нефтепереработки под влиянием требований к охране окружающей среды (опыт Канады)./Нефть, газ и бизнес, № 1,1998.
Брагинский О.Б., Шлихтер Э.Б. Японский взгляд. (Развитие нефтепереработки в Японии)./Нефть, газ и бизнес, № 5,1998.
Громов И. Мы говорим “ЮКСИ” подразумеваем “ЮКОС”./Дело, № 3, 1998.
В течение прошлого года компания проводила структурную реорганизацию, целями которой было снижение издержек производства, приведение цены на нефть НК “ЮКОС” к конкурентоспособному уровню на мировых рынках. “Первый этап реструктуризации компании успешно завершен”, - заявил г-н Ходорковский, подчеркнув, что свои перспективы компания связывает прежде всего с нефтеперерабатывающим сектором и именно нефтепереработка становится стратегическим направлением развития “ЮКОСа”.В Самарской области добывается 3% нефти от общего объема нефтедобычи в России. Здесь сосредоточено почти 10% нефтепереработки. В год на 1 жителя области приходится почти 1200 литров автобензинов местной выработки. В России совсем немного регионов, располагающих полной инфраструктурой “нефтебизнеса” - от разведки запасов до продажи нефтепродуктов. Однако область, располагающая такими уникальными возможностями, не получает выгоды от эксплуатации своих богатств.Что будет дальше - предсказать легко: или предприятия компании начинают платить и выполнять свои обязательства, или область обращается к идее создания региональной нефтяной компании, которая бы включала полный цикл - от нефтедобычи до реализации нефтепродуктов.Ведь наличие в области собственной нефтедобычи и нефтепереработки - это важнейшее конкурентное преимущество территории по сравнению с другими регионами. В России нет такого другого региона, который бы располагал полной инфраструктурой, обслуживающей “нефтебизнес”, - от разведки запасов до реализации нефтепродуктов. На территории области более сотни нефтяных месторождений, системе магистральных нефтепроводов, три НПЗ, нефтебазы, более 300 автозаправочных станций, а еще система подготовки кадров, научно-исследовательский институт. Область самодостаточна с точки зрения потенциала топливной промышленности, и грех было бы этим не воспользоваться.И я полностью согласна с самарскими руководителями структурных подразделений “ЮКОСа”, что сейчас единственный выход из сложившейся ситуации - это создание своего собственного регионального холдинга.