Порядок судебной защиты прав на земельные участки при их изъятии для государственных и муниципальных нужд
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время свое широкое распространение получает практика изъятия земельных участков из собственности частных лиц в целях обеспечения общеполезных целей. Речь идет об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, что связывается с потребностью в совершенствовании, развитии транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры страны.Чтобы процесс изъятия земли выполнялся корректно, требуется полноценно составленные законодательные акты с учетом соблюдения всех прав собственников, ведь именно они теряют права на земельный участок. Поэтому в данном вопросе важно обеспечить полноценную и надежную защиту прав лиц, попавших в негативную ситуацию, в связи с которой лишаются имущества или испытывают неимущественные потери.Вместе с тем, на практике уполномоченные органы сталкиваются с определенными трудностями при изъятии земельных участков. Указанные трудности обусловлены отсутствием данных, позволяющих определить точные границы земельного участка, с наличием трудностей по установлению границ земельного участка.
ВВЕДЕНИЕ.. 2
Глава I. Институт изъятия земель для государственных и муниципальных нужд: Общие положения.. 7
1.1 Земельный участок как объект гражданских правоотношений. 7
1.2 Основные обязательства, служащие основанием при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд. 18
1.3 Порядок выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд 34
Глава II Особенности судебной защиты прав на земельные участки при их изъятии для государственных и муниципальных нужд.. 47
2.1 Защита прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: Общие нормы.. 47
2.2 Специфика судебной защиты прав на земельные участки при их изъятии для государственных и муниципальных нужд. 56
Заключение.. 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫI
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2017.-№ 31.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.06.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 46, ст. 453
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.06.2021) //Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 330
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2021) // Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости"// Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 01.09.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3813
Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ (ред. от 04.05.2021) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 52
Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд" // Собрание законодательства РФ, 11.05.2015, N 19, ст. 2841
При наличии нескольких собственников либо иных правообладателей изымаемого земельного участка размер возмещения устанавливается пропорционально доле каждого из собственников, правообладателей. В этом случае соглашение об изъятии земельного участка, а также изъятии иных объектов недвижимости должно быть заключено с каждым из правообладателей. При заключении обозначенного соглашения может быть оговорен вопрос о предоставлении указанным лицам взамен равноценного земельного участка либо иных объектов недвижимости. Указанное соглашение может быть достигнуто лишь при наличии согласия на то правообладателей. В целях исключения возможных спорных ситуаций рассматриваемое соглашение подлежит заключению в письменной форме. Кроме того, при заключении данного соглашения должно присутствовать и то лицо (представитель соответствующего субъекта), которое ходатайствовало об изъятии земельного участка. Документ об аресте недвижимого имущества, подписанный обеими сторонами, вместе с необходимыми документами (паспорта имущества, отчет об определении рыночной стоимости арестованного имущества и расположенные на ней объекты недвижимости) будут отправлены на подпись собственнику.Подписанное владельцем земельного участка соглашение об изъятии недвижимости должно быть направлено в уполномоченный орган либо иную организацию, принявшую соответствующее решение . В случае отказа от подписания представленного соглашения об изъятии правообладатель должен уведомить об этом уполномоченный орган либо соответствующую организацию. В этом случае правообладатель может внести изменения в условия представленного соглашения, например, в части установления выкупной цены. В свою очередь, внесенные изменения должны найти свое документальное подтверждение, что будет свидетельствовать об обоснованности таких изменений.