Методика расследования преступлений в отношении несовершеннолетних по ст. 135 УК РФ
Введение
Актуальность темы проводимого исследования обусловлена тем, что как отмечает Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин, «данные криминальной статистики свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях преступности в отношении несовершеннолетних, но в последние годы становится очевидной еще одна немаловажная составляющая детского неблагополучия — противоправные действия в отношении детей подростков в информационно-телекоммуника-ционной сети Интернет» . Состояние преступности является собирательной, обобщенной характеристикой, отражающей в совокупности характер преступности, ее уровень, структуру и динамику .
Структура преступности определяется соотношением видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям.
Динамика преступности — показатель, отражающий изменение уровня и структуры преступности в течение определенного периода. Для оценки показателей преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних рассмотрим данные статистической отчетности.
Содержание:
Введение ..................................................................................................................
I. Криминалистическая характеристика ненасильственных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.............
1.1. Понятие криминалистической характеристики преступления и её значение для раскрытия и расследования преступлений..................................
1.2. Информация об обстановке и способе совершения преступления...........
1.3. Информация о личности преступника..........................................................
1.4. Информация о личности потерпевшего.......................................................
II. Организационно-методические особенности раскрытия и расследования ненасильственных половых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних..................................................................
2.1. Организационно-тактические особенности возбуждения уголовного дела о ненасильственных половых преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.............................................................................................
2.2.Исходные типовые следственные ситуации и типовые версии по делам ненасильственных половых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.............................................................................................
2.3.Проблемы преодоления противодействия расследованию ненасильственных половых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.............................................................................................
III. Особенности тактики производства отдельных следственных действий при расследовании ненасильственных половых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних........................................
3.1.Тактические особенности проведения осмотра места происшествия ......
3.2. Тактические особенности проведения допросов по делам
3.3.Тактические особенности назначения и производства
судебных экспертиз...............................................................................................
Заключение...........................................................................................................
Список используемой литературы...................................................................
Приложения……………………………………………………………………..
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)//СПС «КонсультантПлюс»
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021)//СПС «КонсультантПлюс»
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности»
Научная литература
Аракелов Г.Г., Жариков И.М., Зеер Э.Ф. и др., Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Аракелова. М., 1990. с. 27 – 29
Бастрыкин А. И. Преступления против несовершеннолетних в интернет-пространстве: к вопросу о виктимологической профилактике и уголовно-правовой оценке // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 1. С. 5— 12.
Васильченко Д.Е. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, посягающими на нормальное половое и нравственное развитие малолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С.23;
Новицская Н.В. Отграничение иных действий сексуального характера, связанных с ненасильственными половыми посягательствами против несовершеннолетних, от развратных действий // Закон и право. 2014. № 2. С. 71-77.
Гаужаева В. А., Шамаев А. М. Организационно-правовые аспекты проведения осмотра места происшествия // Наука и научный потенциал - основа устойчивого инновационного развития общества: сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2019. С. 105-107.
Далинин А. В., Аристов С. В. Понятие осмотра места происшествия как разновидности следственного осмотра // Социология и право. 2019. № 4(46). С. 66-71.
Потерпевшая С., 27.07.2021 пришла на работу (трудоустройство на летний период) за пятнадцать минут до начала рабочего дня и стала ждать бригадира, чтобы пойти работать с отрядом. Они работали на спортивной площадке, расположенной напротив дома №8 по улице ХХХХХХ. Она устраивалась убирать территорию через центр занятости. Придя на площадку, увидела, как идет В. и за ней шел пожилой мужчина 60-65 лет. На спортивной площадке находились они втроем с девочками, а также недалеко от них стояли мальчики: М. и Н., Р., К., более никого не помнит. К ним подошла В.., они начали разговаривать и следом за ней, буквально через полминуты подошел мужчина и начал приставать из-за того, что у неё дырки на коленях в джинсах. Он сказал, что дырки не там, где они должны быть, а дырки должны быть на «попе», чтобы мужчине было удобно входить туда «членом», половым членом. От этого ей стало неприятно, потому что она не привыкла о таком разговаривать, и считает такие разговоры неприличными. После, мужчина начал говорить, что девочка покрасила волосы, чтобы привлечь его внимание и начал рассказывать о том, что женщины ссорятся из-за мужчин, а именно одна тянет за одну ногу, вторая за другую, а самая умная за «половой член». В тот момент, когда он рассказывал об этом, он делал шаги в её сторону и наклонялся к ней. Ей стало страшно и неприятно, и она отошла в сторону, поближе к В. При этом В. он ничего не говорил, её рядом не было, она уже отошла в другую сторону, в другой угол площадки. Было такое расстояние что, В. не могла вполне услышать. После слов мужчины «одна женщина тянет за одну ногу, другая тянет за другую» она уже отошла от него, а мужчина остался.Более чего-либо непристойного мужчина не говорил, при этом она старалась не слушать его. На вид мужчина был трезвый. Ранее она его не видела.Об указанном происшествии она рассказала маме и друзьям. Также мужчина говорил вслед за В., когда последняя отходила, что у неё самая хорошая фигура.Руками мужчина никого не трогал и не прикасался. Ей было неприятно слышать от взрослого чужого человека непристойные слова, которые высказывал указанный мужчина, ей было стыдно. Подобное она слышала впервые, ранее от кого-либо она не такое слышала. Она поняла о чём шла речь, так как имеет об этом представление.