Патриотические настроение студенческой молодежи и их проявления
ВВЕДЕНИЕ
Патриотический подъём – характерная черта нашего народа в дни, когда Родине угрожает опасность. Это было повсеместно и в годы Великой Отечественной войны. Благодаря росту патриотических настроений люди шли сражаться с врагом, совершали героические подвиги не только на фронте, но и в тылу. Именно этим обусловлена актуальность данной темы.
Значимость выбранной темы исследования обусловила выбор в качестве объекта исследования - патриотические настроения граждан СССР в годы Великой Отечественной войны.
История формирования и проявлений патриотических настроений в период ВОВ имеет свою историографию. Основными трудами здесьявляются статьи С.О. Колосовской, И. Отмахова, В.В. Рябова и Г.Е. Козловской, а также Р.Р. Хисамутдиновой. В этих работах подробно рассматривается деятельность, а также повседневная жизнь институтов, студентов и преподавателей в Оренбургской, Самарской, Московской и других областях, а также судьбы студенческой молодежи на фронтах Великой Отечественной войны
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТУДЕНТЫ В ТЫЛУ 6
ГЛАВА II. СТУДЕНТЫ НА ФРОНТЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. "А все-таки я дожил!" Как учились эвакуированные на Урал студенты во время войны // ТАСС. 2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/8178819 (дата обращения: 5.11.2022).
2. Здесь тыл был фронтом (1941–1945). Сборник документов и материалов. Самара, 2000.
3. Ответ коварному врагу // Волжская коммуна. 1941. № 160. 9 июля.
Литература
1. Колосовская С.О. ВУЗы в годы войны: как менялись будни студентов // Корпорация Российский учебник. 2022. URL: https://rosuchebnik.ru/material/vuzy-v-gody-voyny-kak-menyalis-budni-studentov/ (дата обращения: 5.11.2022).
2. Молодежь СССР // Нука. Общество. Оборона. URL: https://www.noo-journal.ru/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8/%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C/ (дата обращения: 5.11.2022).
3. Московский университет в Великой Отечественной войне / Под ред. А.М. Сахарова. М., 1975.
4. Оренбургскому государственному педагогическому университету 90 лет. Оренбург, 2009.
5. Отмахов И. Студенты на фронтах Великой Отечественной… // Газета Национального исследовательского Томского политехнического университета. 2002. № 15. URL: https://za-kadry.tpu.ru/newspaper/article/view?id=2328 (дата обращения: 5.11.2022).
6. Рябов В.В., Козловская Г.Е. Деятельность вузов города Куйбышева в экстремальных условиях военного времени // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020.
7. Студенчество в годы войны // PressF. 2021. URL: https://pressf.me/9may-students-during-the-war/ (дата обращения: 5.11.2022).
8. Хисамутдинова Р.Р. Повседневная жизнь студентов и преподавателей тыловых вузов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Чкаловской области) // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность, материалы международной научной конференции: в 2 томах. Т. 1.
9. Широков Г.А., Кабытов П.С. Война. Власть. Наука. 1941–1945: сборник документов и материалов. Самара, 2005.
10. Ярлыкова О.В. Патриотическое воспитание студентов на примере героизма советских спортсменов в битвах за Родину // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1.
3 декабря 1941 года Бюро Куйбышевского обкома и облисполком приняли постановление, в котором ставилась задача обучить сельскохозяйственным работам 3150 учащихся высших школ и институтов. В рамках выполнения этого постановления и с целью содействия колхозам и совхозам в проведении полевых работ и обеспечения их кадрами трактористов и комбайнеров на энергетическом факультете индустриального института с 10 января 1942 года была организована временная кафедра «Тракторы и комбайны» и разработана программа соответствующего учебного курса, рассчитанного на два с небольшим месяца.
Занятия на протяжении всего 1941-1942 учебного года часто прерывались из-за отправки студентов и научных работников на различные работы (строительство подъездных путей к заводам, разгрузка вагонов с оборудованием эвакуированных предприятий, уборка снега и т.п.). Пропущенные часы занятий, как правило, восстанавливались в в