История становления и развития воинских ритуалов русской армии конца XYIII – начала XX веков
Введение
Актуальность. Анализ становления и формирования воинских ритуалов в русской армии сегодня является довольно актуальным в силу множества причин. Прежде всего, из-за противоречивости процессов, которые имеют место сегодня в армии и обществе, как никогда усиливается роль историко-патриотического воспитания и осознания национальных традиций. Стремление куда глубже познать своё прошлое, вырастает в необходимость, и, по сути своей, диктует важность переосмысления усвоенного исторического опыта.
К сожалению, сегодня в армейской среде сложилась особая тенденция – неудовлетворённость духовным и моральным развитием военнослужащих. Именно в таких условиях обращение к историческому опыту российской армии, её ритуалам и традициям позволяет сформировать исходную позицию в сфере воспитания мужества, стойкости и отваги у подрастающего поколения будущих защитников Отечества.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА ВОИНСКИХ РИТУАЛОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
1.1 Понятие «воинский ритуал» и его исторический анализ
1.2 Формирование и развитие воинских ритуалов от образования Древнерусского государства до XVIII в.
ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО СЛУЖЕБНЫХ РИТУАЛОВ В РУССКОЙ АРМИИ
2.1 Влияние торжественных церемоний и траурных ритуалов на боевую подготовку воинов русской армии
2.2 Роль ритуалов поощрения и наказания в воспитании и укреплении дисциплины рядовых и офицеров регулярной армии Российской империи и Советской России
Заключение
Библиографический список
Список использованной литературы.
Источники
Воинский устав о наказаниях. -Спб., 1913. -88 с.
Награды, пенсии, пособия и призрения лиц военного ведомства (по 1 января 1914 г.). // Свод военных постановлений 1869 года. Изд. 3-е. -Спб.-Пг., 1915. -Кн.8. -362 с.
О наградах вообще и порядке представления к наградам. //Свод военных постановлений. -СПб., 1902. -Изд. 2-е. -Кн.8. -Ст. 25-56, 57-75, 7683,84-183.
Правила для парадов и церемоний. -Спб., 1911.-83 с.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е: в 37 т. -СПб.
Литература
Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. //Советская этнография. -М., 1981. №2. -С.97-99.
Астраханское казачество – путь сквозь века / Тимофеева Е.Г., Антропов О.К., Казаков П.В. и др. – Астрахань: Астрахань, 2015. – 404 с., ил
Ашев Г.А. Воинские ритуалы: Учебное пособие. -М., 1977. -128 с.
Баиов А. Курс истории русского военного искусства. Выпуск 4-й. -СПб., 1910.-186 с.
Бегунов А.И. Путь через века. Фрагменты истории войска российского в очерках, живописи, рисунках, свидетельствах участников событий и очевидцев. -М., 1988. -456 с. с ил.
Белозеров Н.М. Форма одежды, воинская символика и ритуал российской армии и флота. //На стройке. -М., 1993. №2. -С. 24-35.
Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в 19 веке./Военно-экономический потенциал России/. -М., 1973. 512 с.
Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. -М., 1947. -639 с.
Бирюков И.А. История Астраханского казачьего войска/ И.А. Бирюков. – Саратов, 1911. – 1167 с.
Большая советская энциклопедия. В 17 т. -М.1952.
Бутовский Н.Д. Повести из современной офицерской жизни. -СПб. 1914.-177 с.
Вапилин Е.Г. Патриотическое и воинское воспитание в русской армии. -СПб.,1994.
Виш. Н. Телесные наказания в войсках и их отмена. //Военный сборник. -СПб., 1904. №10, 11,12.
Ритуал смотра упоминался в «Повести о Мамаевом побоище». Так после прибытия князя Дмитрия к войску необходимо было провести ряд организационных мероприятий, целью которых являлось распределение сил на месте сражения, а также создание соответствующего военного управления. «На следующий день, - говорилось в сказании, - великий князь велел выехать всем воеводам на Девичье поле в Коломне и всем людям сойтись в воскресенье после заутрени. И начали трубить в ратные трубы и бить в литавры… шумят шитые знамена в саду Панфиловом… И назначили воевод для каждого полка».
В XY веке на Руси складывалась поместная система комплектования армии. Для усиления военной мощи в середине XYI века правительство Ивана 4 осуществляло военную реформу, сущность которой заключалась в создании постоянного войска, упорядочении службы дворян, совершенствовании военного управления. В 1556 году было принято «Уложение о службе», которое законодательно закрепляло порядок комплектования, несения службы дворянского поместного войска. В это же время в России создано постоянное стрелецкое войско. Были подготовлены и государственные документы, определяющие порядок несения службы в нем. В этот период ритуал смотра приобрел особое значение. Цель его заключалась в повышении боеготовности войска, улучшении военного управления и укреплении дисциплины.
В 1550 году Иван 4 впервые проводил общегосударственный строевой смотр. Порядок его был следующим: полки стрельцов во главе со своими воеводами и стягами строились на указанных местах; при появлении царя главнокомандующий отдавал ему рапорт. В честь государя салютовали из пушки, а музыканты начинали «по набатам бить и по накрам, в сурны и трубы играть».