Математика в календаре
Введение.
Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.
Н.И. Идельсон,
астроном-теоретик
Трудно представить нашу жизнь без календаря. Люди на столько привыкли всё систематизировать и упорядочивать в своей жизни. Календарь нам в этом помогает. Мы считаем календарь частью мироустройства, рукотворным детищем человечества. Но календарь постоянно изменяется и подправляется.
Нас с детства интересовали эти цветные карточки с нанесенными на них такими знакомыми и таинственными датами. Очень часто, в ожидании любимых праздников, дня рождения, например, мы обводим в кружочек долгожданные даты. И ожидание чего-то таинственного, сказочного, чудесного навсегда останется в нашей памяти.
Мне захотелось узнать больше из истории календаря, выявить закономерности в нем, и тут передо мной отк
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение……….……………………………………………..…………..………. 3
I РАЗДЕЛ. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КАЛЕНДАРЕЙ
1.1. Календарь и его виды ………………………………...………..….. 5
1.2. Первоначальные печатные календари..……………………...…...10
II РАЗДЕЛ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В КАЛЕНДАРЕ
2.1.«Треугольники в календаре»…………………………………….…...12
2.2.Занимательные закономерности в календаре …………...……… ..15
III РАЗДЕЛ. ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
3.1 . Математические фокусы и календарь …………..….………..…. 16
3.2 Интересные факты о календаре ……...…………………..…..…. 17
3.3 Математические олимпиадные задачи ……………………….… 21
Заключение……… …………………………………..………….……………….22
Список литературы…………………………………………………….…….… 24
Список литературы
1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика в 5 – 11 классах. Волгоград: Учитель, 2008.
2. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру.
3. Интересные факты о календаре. Сайт: http://muzey-factov.ru/tag/calendar.
4. История календаря. Сайт: http://www.vizitkaservice.ru/calenh/_calenh.php.
5. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Волгоград: Учитель, 2008.
6. Полный энциклопедический справочник школьника. – М., 2008.
7. Календарь (печатное издание). Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E5%ED%E4%E0%F0%FC_(%EF%E5%F7%E0%F2%ED%EE%E5_%E8%E7%E4%E0%ED%E8%E5).
8. Календарь онлайн. Сайт: http://calendar-online.ru/index.php.
9. Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. Волгоград: Учитель, 2010.
10. Лепёхин Ю.В. Олимпиадные задания по математике 5 – 6 классы. Волгоград: Учитель, 2010.
11. Нетрусова Н. «Про календарь и треугольники». Математика: приложение к газете «1 сентября» - 2000 - № - 14.
12. Трошин В.В. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике. М: «Глобус» 2007.
13. Трошин В.В. «Занимательные дидактические материалы по математике». М: «Глобус» 2008.
2.1. Исследование ?Треугольники в календаре?
Гипотеза 1. Если в календаре 2022 года соединить числа 10, 20 и 30 май, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник.
Для удобства решения задачи, используем календарь, в котором числа запишем на клетчатой бумаге.
На фото представлены исследования учащихся 7,11 классов
Вывод: в календаре 2022 года при соединении чисел 10, 20 и 30 мая получается рав