Изучение «Вечеров на хуторе близ диканьки» Н.В.Гоголя в школе
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути личностно-ориентированного обучения. Совершенствование проблемы преподавания литературы в школе предполагает усиление эмоционального, нравственного и эстетического воздействия произведения на читателя-школьника. [21, с.5]Гоголь является неотделимой частью русской классической литературы.. Его изучали в дореволюционных гимназиях, в советской «трудовой» школе, он сохранился и в так называемом «минимуме литературного образования» в постсоветское время.Изучая в школе произведения Н.В.Гоголя, учащиеся смогут реализовать свои стремления в воспитании самосознания саморазвития. При этом важную роль в заинтересованности учащихся может сыграть учитель-наставник.Гоголь – великий художник-реалист. Его творчество имело исключительно большое значение в художественном развитии русской литературы. Обличительнаясатира Гоголя в высшей степени содействовала развитию передового самосознания русского общества, пониманию того, что творится в крепостнической России. В замечательной галерее своих образов Гоголь.В произведениях Гоголя правда жизни получила необыкновенно рельефное отражение. Гоголь был мастером художественной типизации действительности. Он считал своей задачей «не погрешить ни в чём против действительности, против времен или эпохи, какая им взята».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования
1.1. Методы и приёмы анализа эпического произведения в школе
1.2. Обзор программ по изучению творчества Н.В.Гоголя
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1. Актуальные проблемы изучения жизни и творчества Н.В. Гоголя в современной школе
2.2.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
Статья из сборника, книги
1. Агеева З.М. Душевная болезнь Гоголя. - М.: Издательство Альфа-книга, 2010. - 356 с.
2. Белинский В. Г. Избранные статьи. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Детская литература, 1970. - 192 с.
3. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе //М.: Просвещение. – 1983.
4. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М.: Просвещение, 1983. - 272 с.
5. Белинский В.Г. Собрание сочинений. Т. 3 - М.: Художественная литература, 1976. - 340 с.
7. Белый А. Гоголь - М.: Республика, 1994. - 362 с.
7. Браже Т.Г. Изучение биографии и личности писателя. Пособие для учителя: К учебнику и хрестоматии "Русская литература ХIХ века" 10 кл. - М.: 2001. - С. 31-41.
8. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. - М.: РГГУ, 2002. - 685 с.
9. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания - М.: ИМЛИ РАН "Наследие", 2000. - 449 с.
10. Виноградов И.А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников (Том 1). - М.: ИМЛИ РАН, 2011. - 930 с.
11. Воропаев В. Дело, взятое из души. Поэма Гоголя "Мертвые души": История замысла и его осуществление. - М.: Литература в школе, 1998, №4 - С. 5-6
12. Воропаев В.А. Духом схимник сокрушённый. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 280 с.
13. Воропаев В.А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. - М.: Паломник, 2014. - 336 с.
14. Воропаев В.А. Ржевский знаменитый проповедник: история взаимоотношений Гоголя и отца Матфея - М.: 1997. - № 6. - 162-174 с.
15. Воропаев В.А. В святом граде // Слово. - 1999 - с. 5-8
16. Воропаев В.А. Отец Матфей и Гоголь // Московский журнал. История государства Российского. - 2010. - с. 15-17
17. Гарин И.И. Загадочный Гоголь - М.: ТЕРРА - книжный клуб, 2002. - 643 с.
18. Геймбух Е. Ю. Образ читателя в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". - Русский язык в школе, 2007. - №2. - С. 44-47
Для исторической повести характерно использование точных исторических фактов. В повести "Тарас Бульба" нет таких фактов, а также в произведении нет персонажей-исторических личностей. К тому же отсутствует точная датировка происходящих событий, нет ни одного определенного исторического факта.Таким образом, можно прийти к выводу, что у Гоголя не было задачи рассказывать об истории. В "Тарасе Бульбе» большая часть является чистым вымыслом, хоть и на условно-историческом фоне. Также писатель допустил путаницу в датах и другие исторические неточности. Например, Гоголь использует имена персонажей, которые появились и стали использоваться гораздо позже, чем события в повести. При этом писатель являлся серьезным историком Украины и не мог не видеть этих "анахронизмов" своего произведения. Это приводит к мысли, что Гоголь лишь строил общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы, а не ставил целью создать историческую [22]. Таким образом, можно сказать, что казачество "Тараса Бульбы" является не историческим, а поэтическим образом. Об этом смысле мы и должны судить; в художественном произведении есть только то, что в нем сказано, ничего более [22].Для понимания идейно-художественного замысла повести Г.А. Гуковский в своем исследовании [22; 266] приводит сопоставительный анализ двух произведений Н.В. Гоголя - "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и "Тарас Бульбы". Литературовед сделал вывод, что герои «Тараса Бульбы» представляют собой светлый идеал того, как люди России (и Украины) могут жить, мыслить. А Иваны , в свою очередь, показывают народ таким, какой он есть. Причем необязательно они олицетворяют гибель и опошление былого величия духа своих предков, скорее писатель ставит нас перед фактом, что такие вот люди вокруг нас. А уже герои из Запорожской Сечи Гоголя – это та норма, к которой нужно стремиться. Причем их высокая суть, уже есть в людях, в читателях Гоголя. Таким образом, писатель старается дать нам понимания своей внутренней сути, а именно того, что он показывает идельного в Тарасе и его состоварищах. Именно поэтому-то данную повесть нельзя назвать мрачной, хотя концовка довольна печальна. Гоголь позволяет и себе и своему читателю смеяться, причем смеяться вовсе не суровым смехом горечи, а всё еще смеяться весело и молодо [22; 124].