Роль выразительного чтения на уроках литературы в школе
Введение
Выразительное чтение – это чтение вслух (по памяти или из книги), при котором идейное и образное содержание текста передается с соблюдением норм литературного произношения. В школьной программе выразительное чтение считается важным следствием и показателем читательской осведомленности и отвечает следующим требованиям: 1) достаточный объем, ясность и правильность произношения; 2) четкая передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление при чтении эмоции и настроения, содержащиеся в тексте, основные черты характера,
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных расписаний, она сочетается с различными видами работы на уроках русского языка и литературы. В то же время особое значение имеют организация и методы работы по выразительному чтению. Степень влияния произведения искусства на разум, волю и чувства учащихся во многом зависит от умелого образного и эмоционального чтения преподавателя. Учитель обязан работать таким образом, ч
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
I глава. История обучения выразительного чтения в отечественной и зарубежной литературе……………5
II глава. Выразительное чтение лирического произведения…………20
Заключение………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………...31
Список литературы
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. – С.101-135.
Аксенов В.Л. Искусство художественного слова. – М.: Просвещение, 1954. – С.64-125.
Артоболевский Г.В. Художественное чтение: Книга для учителя и руководителей художественной самодеятельности. – М.: Просвещение, 1978. – С.192-211.
Баранова С.П., Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1976. – С.256-277.
Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура речи. – М.: Просвещение, 1946. – С.135-165.
Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. – С.67-118.
Горбушина Л.А. Выразитедльное чтение и рассказывание: Учебн. пособие для студ. пед. училищ. – из. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1975. – 135 с.
Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. – М.: Просвещение, 1955. – С.12-228.
Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1985. – С.57-59.
Качурин М. Г. Выразительное чтение в VIII—Х классах. Л., 1960, с. 76.
Кубасова, О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова – М.: Академия, 1997
Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. / Т.А.Ладыженская – М., «Педагогика»,1990.
Найденов Б.С., Завадская Т.Ф., Соловьева Н.М. Выразительное чтение: Пособие для студ. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1972. – С.34-190.
Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей./ Н.В. Новоторцева. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
Оморокова, М.И. Совершенствование чтения школьников / М.И.Оморокова – М.: 1997.
Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1975. – С.156-164.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,'1963, с. 146.
Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 классах. М., 1983, с. 30.
Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1973. – С.65-66.
Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и поэтических описаний природы // Нач.шк. – 2000. - №4. – С.28-32.
Шигина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно / С.
Даже в период, когда существование литературы как особого предмета в учебном плане школы ставилось под сомнение, декламация находила большое применение, так как одновременно с уменьшением роли литературы усиливалась внеклассная и общественная работа школы. Школьники выступали с индивидуальной и коллективной декламацией, с драматизацией и инсценировками.
Если в те годы практика применения выразительного чтения была широкой и многообразной, то теоретические работы по вопросам профессионального искусства звучащего слова и школьного выразительного чтения мало что давали учителю. Учитель продолжал пользоваться книгами Острогорского, Коровякова и Озаровского.
Важным шагом вперед в области методики выразительного чтения стали статьи В. Г. Артоболевского в журнале «Русский язык в школе». Почти од