Роль медицинской сестры в профилактике миопии у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Зрение как целостная и сложная сенсорная система позволяет человеку получать до 90% всей поступающей информации об изменениях внешнего мира. При этом число близоруких людей в мире уже превышает миллиард – это 20% населения. Уже сегодня каждый четвертый житель России вынужден носить очки или контактные линзы.Ежедневно человек сталкивается с факторами, которые несут отрицательное влияние на орган зрения, что при систематическом действии влечет за собой его ухудшение от нарушения рефракции в виде миопии, гиперметропии, спазма аккомодации до развития серьезных, требующих оперативное вмешательство, заболеваний.В настоящее время одной из самых актуальных проблем офтальмологии является миопия. Близорукостью страдают от 28,4 до 35% населения земного шара, из них миопия высокой степени отмечается у 4-9%. Близорукость ограничивает возможности человека в учебе и выборе будущей профессии, является одной из самых распространенных причин слепоты (14,6%). Процесс нарушения зрения не останавливается на месте и уже к 50 годам, лица, у которых были выявлены, но не вовремя не устранены нарушения рефракции в 65% случаях страдают хронических заболеваниями органа зрения, в т.ч. присовокупляются признаки старческой дальнозоркости и помутнения хрусталика глаза. Среди инвалидов по зрению 22% составляют лица молодого возраста, основной причиной инвалидности у которых явилась осложненная миопия высокой степени, в т.ч. – в сочетании с глаукомой [11].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Оптической системы глаза и МИОПИИ у подростков……………………….………………...........6
1.1 Оптическая система глаза и акт зрения………………………………....6
1.2 Этиология заболевания…………………………………...........................9
1.3 Виды и степени миопии. Клиническая картина заболевания………...11
1.4 Осложнения……………………………………………...........................15
1.5 Диагностика заболевания……………………………………………….16
1.6 Лечение и методы коррекции миопии у подростков…………………….……………………...……………………………..17
2. ДеятельностЬ медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий МИОПИИ у подростков……………………………………………………………………..19
2.1 Роль медицинской сестры в профилактике близорукости…………..19
Заключение……………………………………………………………...23
Список использованных источников и литературы…..25
Приложение……………………………………………………………...27
Список использованной литературы
1. Вержанская, Т.Ю. Применение атропина для лечения прогрессирующей миопии у детей и подростков [Текст] / Т.Ю. Вержанская // Вестник офтальмологии. – 2017. -№133(3). - С. 8998
2. Горбачева, Е.Д. Проблема развития близорукости среди школьников [Текст] / Е.Д. Горбачева // Старт в науке. – 2017. – № 4-1. -С.5-9
3. Горбачевская, И.Н. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников [Текст] / И.Н. Горбачевская, В.И. Орел, В.В. Бржеский, Р.В. Ершова // Педиатр. - 2019. - Т. 10. - №5. - C. 35-41.
4. Григорьева, К. Н. Миопия - актуальная проблема офтальмологии [Текст] / К. Н. Григорьева, В. С. Бакумец // Молодой ученый. - 2021. - № 49 (391). - С. 313-315
5. Двойников, С.И. Проведение профилактических мероприятий: учеб. Пособие [Текст] / С. И. Двойников [и др.] ; под ред. С.И. Двойникова. – М.: Изд. Группа «ГЭОТАР Медиа», 2017 – 437 с.
6. Корсакова, Н.В. Осевая прогрессирующая миопия: современные аспекты этиопатогенеза [Текст] / Н.В. Корсакова, К.А. Александрова // Офтальмохирургия. – 2017. -№ 2.- С. 67-73.
7. Кудинова, Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников [Текст] / Е.Б. Кудинова // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 464-465
8. Ли, В.В. Актуальность проблемы миопии у детей школьного возраста с признаками недифференцированной дисплазии соединительной ткани [Текст] / В.В. Ли, Г.П. Смолякова, В.В. Егоров, О.И. Кашура // Офтальмология.- 2018.- №15(2S).-С.58–64.
9. Лукьянова, Е.В. Влияние игры в бадминтон на коррекцию и стабилизацию миопии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Лукьянова / /В сборнике: Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма. - 2022.- С. 155-160.
10. Проскурина, О.В. Распространенность миопии у школьников некоторых регионов России [Текст] / О.В. Проскурина, Е.Ю. Маркова, В.В. Бржеский // Офтальмология.- 2018.- №15(3).- С. 348-353.
Тактика лечения близорукости у детей определяется ее степенью, прогрессированием и наличием осложнений. При увеличении близорукости не более чем на 0,5 D в год, возможна выжидательная тактика. В остальных случаях для лечения близорукости у детей применяется комплекс методов (физиотерапевтических, оптических, аппаратных, медикаментозных). Исследования показали, что применение глазных капель с атропином замедляет прогрессирование близорукости. Считается, что атропин действует на рецепторы глазного дна, которые контролируют рост глаза. Исследования показали, что в результате терапии атропином дальнейшее развитие близорукости может замедлиться до 60% [1].
Немедикаментозные методы лечения близорукости у детей включают общеукрепляющий режим, сбалансированное питание, зрительную гимнастику (см. приложение), электрофорез, иглорефлексотерапи, иглорефлексотерапию, аппаратное лечение, электрофорез. Комплекс физических упражнений играет главную роль в развитии миопии и ее прогрессировании, именно занятия спортом способствуют улучшению здоровья всего тела и активизируют его функции, благодаря чему укрепляется склеральная оболочка глаза и увеличивается работоспособность цилиарной мышцы. Помимо разработанных лечебных комплексов упражнений полезны игры (пинг -понг, бадминтон) [14].
При прогрессировании или высокой степени близорукости у детей показано хирургическое лечение – склеропластика, препятствующая дальнейшему растяжению склеры.
Самый распространенный метод коррекции близорукости – очки. Очки от близорукости не избавят, зато помогут человеку лучше видеть и замедлят развитие болезни. Очки подбирают так, чтобы пациент мог в них видеть (максимум) восьмую строчку в таблице. Очки подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний глаз, и назначают для постоянного либо временного ношения.