Средства создания образа в фильме А.Тарковского «Андрей Рублев»
ВВЕДЕНИЕ
Творчество выдающегося русского кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (04.04.1932 — 29.12.1986) — значительное, необычное явление мировой культуры. Фильмы Тарковского стоят наравне с вершинными достижениями киноискусства. Они образуют величественный цикл, рассказывающий о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя груз нравственной ответственности за весь мир. Художественные и концептуальные решения фильмов Тарковского глубоки и оригинальны. События его фильмов погружены в атмосферу загадочности и многозначности, тонко созданную режиссером и заставляющую критиков искать различные, подчас взаимоисключающие интерпретационные версии.
Интерес зрителей и прессы к творчеству Тарковского, вызванный его первыми работами в начале 1960-х гг. и достигший пика в конце 1980гх гг., не ослабевает до настоящего времени. О нем и его фильмах на разных языках, опубликовано около тысячи статей, несколько десятков монографий и тематических сборников. Исследованием творчества Тар
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО 5
1.1 Биография Тарковского Андрея Арсеньевича 5
1.2 Общая характеристика творчества А. А. Тарковского 7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИЛЬМОГРАФИИ РЕЖИССЕРА 7
2.1 Анализ фильма А.А. Тарковского «Андрей Рублёв» 10
2.2 Средства создания образа в фильме Тарковского «Андрей Рублёв» 16
2.3 Образ Андрея Рублева в творчестве А. А. Тарковского 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова П.Д. «Дело» об Андрее // Волкова П.Д. (сост.) Андрей Тарков-ский: Архивы, документы, воспоминания. - М., 2012. – 412 с.
2. Евлампиев И. И. Художественная философия Андрея Тарковского/ И. И. Евлампиев. – СПб.: Алетейя, 2001. – 349 с.
3. Лубков А. В. Солженицын - Тарковский и «Андрей Рублев» // Преподаватель ХХI век. 2014. - №4. – С. 45-96.
4. Такахаси С Особенности восприятия и социальный контекст фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» // Вестник КГУ. 2018. - №4. – С. 45-96.
5. Салынский, Дмитрий Афанасьевич. Особенности построения художе-ственного мира в фильмах Андрея Тарковского : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Рос. ин-т культурологии.- Москва, 1997.- 24 с.
6. Андрей Тарковский // [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL: https://www.culture.ru/persons/2176/andrei-tarkovskii (дата обращения: 09.11.2022).
7. Бояджиева Л. Г. Андрей Тарковский. Жизнь на кресте // [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL: https://readli.net/chitat-online/?b=316287&pg=1 (да-та обращения: 10.11.2022).
8. Бытие и человек в творчестве Андрея Тарковского // [Электронный ре-сурс] : [сайт]. - URL: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/студенческие-работы/bytie-i-chelovek-v-tvorchestve-andreia-tarkovskogo.html (дата обра-щения: 10.11.2022).
9. Искусствоведческая аналитика фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL: https://www.1artchannel.com/single-post/iskusstvovedcheskayaanalitikafilmaandrejatarkovskogoandreyrublev (да-та обращения: 10.11.2022).
10. Историк Н. Н. Воронин о фильме А. Тарковского // [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL: https://refdb.ru/look/3221974.html (дата обращения: 12.11.2022).
11. Кириллова Н. Б. Феномен творчества Андрея Тарковского: духовная миссия художника // [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43810/1/iurp-2016-156-17.pdf (дата об-ращения: 09.11.2022).
12. Мокрушева А. С. Образ Андрея Рублева в творчестве А. А. Тарковского // [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2021-05/obraz-andreya-rubleva-v-tvorchestve-a.-a.-tarkovskogo.pdf (дата обращения: 09.11.2022).
13. Основные выразительные средства кино // [Электронный ресурс] : [сайт]. - URL:http://istoriyakino.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st014.shtml#:~:text=К%20основным%20изобразительным
Исихастская традиция, к которой принадлежали Сергий Радонежский, Епифаний Премудрый – Андрей Рублев, предполагает излияние божественной энергии в мире, пронизанность его нетварным светом. Это и есть сила и чудо, в том числе изображения и слова.
Необходимо отметить финал новеллы «Феофан Грек», когда Кирилл уходит из монастыря. Несомненно, он искренен. Кирилл вернется в храм и будет просить прощения, но он противопоставлен Рублеву, который примет обет молчания, чем «первый бросит камень».
Как скажет Ф. М. Достоевский, «каждый за все и за всех виноват». Эту вину берет на себя в картине Тарковского Андрей Рублев, в отличие от Кирилла — знатока Писания, так поразившего Феофана Грека. Человек, с остервенением бьёт палкой собаку — вот символ пути Кирилла.
Страсти по Андрею
В новелле «Страсти по Андрею» мы видим, когда добро остаётся добром, но показывается, как соблазн.