Правовое регулирование учета налогоплательщиков в РФ
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что учет налогоплательщиков в России играет важную роль в системе налогового администрирования, поскольку полнота и качество информационной базы о налогоплательщиках позволяет эффективно осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.В ходе непрерывной работы по регистрации и учету налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включает ее в свою базу данных, которая постоянно уточняется и дополняется.Однако, в рамках учета налогоплательщиков налоговые органы сталкиваются с проблемами, которые ухудшают функционирование учета налогоплательщиков и приводят к уклонению недобросовестных налогоплательщиков от ответственности.Среди актуальных проблем развития системы учета налогоплательщиков можно назвать незаконную миграцию юридических лиц, при которой юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории региона или страны, но фактически зарегистрирован в другом регионе или стране. Еще одной проблемой можно назвать регистрацию фирм-однодневок, которые на сегодняшний день становятся неотъемлемой частью экономики страны. По статистике Центрального банка РФ 80 % всех платежей проходит через фирмы-однодневки, от которых бюджет нашей страны теряет в среднем 850 млрд. рублей. Большая часть таких фирм работает за рубежом с целью вывода денежных средств из нашей страны. Из-за отсутствия эффективного учета налогоплательщиков в стране ухудшается ситуация с преступностью в экономической сфере [41, с. 465].
Введение. 3
1 Правовые основы учета налогоплательщиков в Российской Федерации. 8
1.1 Принципы и порядок учета налогоплательщиков в Российской Федерации 8
1.2 Цель и задачи Единого государственного реестра налогоплательщиков. 16
1.3 Правовое регулирование и организация учета юридических и физических лиц в налоговых органах. 21
2 Правоотношения в сфере учета налогоплательщиков в Российской Федерации 27
2.1 Правоотношения в сфере учета налогоплательщиков: содержание, структура, особенности. 27
2.2 Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений. 33
2.3 Анализ составов правонарушений сфере учета налогоплательщиков в РФ, практика их применения. 46
3 Основные проблемы по ведению учета налогоплательщиков в Российской Федерации 58
3.1 Правоотношения по ведению учета налогоплательщиков в РФ, проблемы. 58
3.2 Правовые механизмы совершенствования системы учета налогоплательщиков 66
3.3 Задачи Федеральной налоговой службы по оптимизации процесса учета налогоплательщиков в Российской Федерации. 77
Заключение. 88
Список использованных источников. 91
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с изм. от 01.07.2020 // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: [федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ: в ред. от 28.05.2022] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: [федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: в ред. от 14.07.2022] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]: [постановление Правительства от 30.09.2004 № 506-ФЗ: в ред. от 17.08.2021] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес [Электронный ресурс]: [приказ Минфина РФ от 08.04.2005 № 55н] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 116н и от 7 сентября 2011 г. № 106н [Электронный ресурс]: [приказ Минфина РФ от 22.06.2017 № 99н] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: [приказ Минфина РФ от 29.12.2020 № 329н] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
О постановке на учет в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами [Электронный ресурс]: [письмо ФНС РФ от 08.12.2004 № 09-3-02/4852] // СПС «Консультант+». – Последнее обновление 15.09.2022.
Для учета налогоплательщиков создан единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Реестр содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ. Реестр ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 22.06.2017 № 99н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 116н и от 7 сентября 2011 г. № 106н» [6].Сведения, которые предоставляют физические и юридические лица. подаются в налоговые органы в электронном или письменном виде. Данные сведения не должны иметь общий доступ и каким-либо образом быть искаженными. В электронном формате подачи сведений они подтверждаются электронной цифровой подписью.Сведения, которые содержат государственную, налоговую, финансовую и иную тайну могут быть обработаны в том месте, где нет доступа для тех сотрудников налоговых органов, которые не имеют доступ к такой тайне.В целях ведения реестра налоговые органы на постоянной основе осуществляют прием сведений и информации от налогоплательщиков, а также вносит указанную информацию в реестр. Процесс ведения реестра ЕГРН включает в себя внесение данных, их обновление и исключение из реестра на основе появившихся данных [30, с. 124].Сведения и информация, которые устарели или исключены из реестра, подлежат хранению в архиве. Реестр доступен для пользователей, сведения из него могут быть предоставлены по запросу заинтересованного лица или организации. Заявление заинтересованным лицом подается в простой форме произвольного характера.Если в реестре нет сведений о запрашиваемом лице, то такие сведения налоговыми органами не предоставляются. Тем не менее, справка об отсутствии сведений в любом случае выдается.За неправильное использование реестра сотрудники налоговых органов несут персональную ответственность, в том числе уголовную за разглашение государственной тайны, если они к таковой имели доступ.Собственником реестра является Российская Федерация. Право собственности от имени Российской Федерации в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет организационное и методическое руководство по формированию и ведению реестра [3].