Влияние занятий плаванием на физическое развитие, коррекцию и компенсацию двигательных нарушений у детей с поражением опорно-двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей и практиков к проблемам физической культуры и спорта инвалидов - адаптивной физической культуре или физической культуре для лиц с отклонением в состоянии здоровья. Занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья и формированию у инвалидов разнообразных двигательных компенсаций, скорейшему и более совершенному овладению протезно-ортопедическими изделиями, установлению навыков самообслуживания повышают их социальный статус (Белоусов П. И., 1968; Жиленкова В.П., Ульрих Е.С., 1990; Евсеев С.П., 1998; Шапкова Л.В.,1999). В возвращении инвалидов к полноценной жизни в обществе адаптивная физическая культура играет большую роль, способствует скорейшей адаптации к условиям жизни в большом городе (Филатов В.И., 1979). В современной литературе имеются данные о положительном воздействии физической культуры и спорта на организм занимающихся и перечисляются виды спорта, рекомендуемые для занятий с инвалидами, имеющими поражения органов опоры и движения. Приводятся и спортивные результаты, в том числе мировые рекорды (Милчева Д., 1989). Регулярно проводятся товарищеские встречи по плаванию, первенства, Чемпионаты страны, Европы, Мира, а также раз в четыре года Паралимпийские игры для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПЛАВАНИЕ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………6
1.1. Плавание в комплексной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата …………………………………………………………6
1.2. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста…………………………….……………………………………………10
1.3. Особенности физического развития детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата………………………………………………..12
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………………………..18
2.1. Задачи исследования………………………………………………………….18
2.2 Методы исследования…………………………………………………………18
2.3. Организация исследования…………………………………………………...21
Глава 3. Методика занятий оздоровительным плаванием с детьми 8-10 лет с односторонней ампутацией нижних конечностей. ………………………………22
Глава 4. Результаты исследования и их обсуждение……………………………..27
Выводы…………………………………………………………………………….36
Список литературы……….……………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аболина Л. Н. Разработка и обоснование физкультурно- оздоровительных мероприятий с вынужденным положением тела. Дисс... канд. пед. наук. - Л., 1980. - с. 98.
Аикин В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет. Автореф. Дисс... докт. пед. наук. - Омск, 1997. -с. 10.
Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов по спец. 0303. Изд. //Физкультура. - М.: Просвещение, 1990. -с. 64.
Балакина В. С., Юрьев П. В. Состояние и перспективы функционально - восстановительного лечения больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. // Организ. и эффект, реабилит. в медицинск. учрежден. - Л.: Медицина, 1980, - с. 48.
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.-с. 3-10.
Баранов П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981.-с. 14.
Богатых В. Г. Плавание как составная часть медицинской реабилитации инвалидов после ампутации нижних конечностей. //Матер. ТТТ межд. науч. - практ. конф. по физич. культ, для инвалидов и людей с огранич. функцион. возможн. - СПб., 1996. - с. 27.
Бородич Л. А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием у детей и подростков при сколиозе. - М.: Просвещение, 1988. - с. 10-14.
Булгакова Н. Ж. Плавание в пионерском лагере. - М.: ФиС, 1989.-с.З.
Волошин В. М. Исследование эффективности системы специальных физических упражнений для исправления функциональных нарушений осанки (на примере работы с курсантами военного училища). Дисс... канд. пед. наук. -Рига, 1990. -с. 98-102.
Дмитриев В. С., Осадчих А. И. Мышечно-двигательная активность в аспекте физической реабилитации россиян. //Тезисы докл. Межд. конф. «Современные достижения спортивной науки». СПб., 1994, - с. 132.
Термический фактор водной среды имеет существенное значение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процессов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капилляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов. В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произвольные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных процессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла.Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравитационные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым позволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстановления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма.Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выделить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные заболевания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обязательный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом.Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна служат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассейна используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стационарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками.