Взяточничество. Криминалистическая характеристика и методика расследования
ВВЕДЕНИЕ
Формирование правового государства в России происходит в сложных условиях, связанных с радикальными изменениями экономических, политических и социальных основ жизни общества. Становление институтов гражданского общества возлагает особую ответственность на органы внутренних дел, призванные обеспечить стабильность общественного развития и способствовать становлению нового типа отношений между государством и личностью.Серьезным препятствием на пути становления российского общества, реальной угрозой национальной безопасности стала коррупция.Коррумпированности не место при построении правового, демократического государства, в котором в полной мере соблюдались бы права и свободы граждан. Поэтому стоит отметить важность в изучаемой теме и отнестись к ней с полной серьезностью, тем более что современная политика МВД России, как и государства в целом, направленно именно на борьбу с преступлениями такого рода.Современный взгляд на данную проблему весьма противоречив. В средствах массовой информации проблему взяточничества поднимают крайне редко. Как правило, в СМИ оглашают только «громкие» дела, в тоже время не оглашая реальные масштабы данной проблемы. В связи с этим у населения может сложиться впечатление о том, что уровень взяточничества довольно низок. Однако преступники не стоят на месте и изобретают все более изощренные методы совершения своих преступлений, тем самым нанося огромный урон, как обществу, так и государству. Многие ученые не зря приравнивают взяточничество к разряду наиболее опасных для России преступлений, тем самым выводя его в разряд ключевых уголовно-правовых проблем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений, связанных со взяточничеством …….. 7
История становления понятия «взяточничество». Характеристика и виды преступлений, связанных со взяточничеством.………………………………………… 7
1.2 Криминалистическая характеристика взяточничества и обстоятельства, подлежащие доказыванию. ……………………………………. 16
ГЛАВА 2. Тактика и методика расследования преступлений, связанных со взяточничеством. Планирование и выдвижение версий. ...................................................... 26
2.1 Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования. Планирование и выдвижение версий. 25
2.2 Тактические особенности первоначальных следственных действий………………. 28
2.3 Последующий этап расследования взяточничества и организационные мероприятия. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 40
Список использованной литературы:
Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2015 № 56 «О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. От 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.
Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением - коррупцией.[1]Вместе с тем, что взяточничество очень распространённое преступление, оно так же довольно сложное для расследования и раскрытия. Это связанно с целым рядом обстоятельств.Во-первых, каждый участник преступлений рассматриваемых категорий - взяткополучатель, взяткодатель, ввиду того, что несет уголовную ответственность в случае разоблачения, заинтересован максимально скрыть следы преступных действий.Во-вторых, чаще всего взятки дают за совершение законных действий, для их ускорения или маскируют под внешне законные способы получения имущественных выгод и т.п. При отсутствии свидетелей это обстоятельство еще более затрудняет процесс раскрытия взяточничества.В-третьих, по делам, связанных с взяточничеством, при раскрытии преобладают косвенные доказательства, которые требуют многоступенчатой процедуры доказывания с использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями действительности (причинных, временных, пространственных и т.д.).Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что важную роль при раскрытии и расследовании преступлений данной категории играет грамотное использование криминалистически-значимых данных об особенностях преступного поведения субъектов взяточничества и коррупции в целом. В частности, выявление признаков, свидетельствующих о неделовых, особых связях между, например, руководителями выше- и нижестоящих органов одной системы или между конкретными должностными лицами и гражданами, добивающимися желательных для них решений, а также сведений о конкретных способах преступных действий или бездействия должностного лица. Именно эта информация часто помогает установить, где и каким образом следует искать и изымать недостающую информацию о взяточничестве и коррумпированных связях.