Межпоколенческий цифровой разрыв в современной россии
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.
Изучение межпоколенческого цифрового разрыва является значимым в условиях современного общества. Процесс цифровизации приводит к существенным изменениям во всех сферах общественной жизни, к которым достаточно сложно адаптироваться некоторым социально-демографическим группам.
Навыки использования информационно-коммуникационных технологий предоставляют разнообразные возможности населению такие как, например, поиск информации в интернете, онлайн-общение, приобретение товаров в интернет-магазинах, онлайн-обучение. При этом неспособность их применения может привести к социальной эксклюзии.
Цифровые поколения, первичная социализация которых проходит в условиях современного общества, с рождения используют различные цифровые устройства, обладают высоким уровнем цифровой грамотности, для них характерна медиамногозадачность, а также быстрое восприятие новой информации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА В СОЦИОЛОГИИ 10
1.1. Подходы к концептуализации цифрового разрыва и его уровни 10
1.2. Факторы цифрового разрыва 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 33
2.1. Межпоколенческие различия на трех уровнях цифрового разрыва 33
2.2. Динамика межпоколенческого цифрового разрыва 50
2.3. Цифровой разрыв цифровых и доцифровых поколений в современной России 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Приложение 1 102
Приложение 2 106
Приложение 3 109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫА если без интернета?! // ВЦИОМ новости. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/a-esli-bez-internetaА зачем вам интернет? // ВЦИОМ новости. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/a-zachem-vam-internet
Аудитория интернета в России в 2020 году // Mediascope. [Электронный ресурс] URL: https://mediascope.net/news/1250827/
Бабаян А.В. Мотивация персонала к развитию компетенций с учетом требований цифровизации экономики // Миллионщиков – 2019: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова», Грозный 30-31 мая 2019 года. С. 196-200.
Беляцкая Т.Н., Князькова В.С. Цифровой разрыв в современном информационном обществе // Экономическая наука сегодня. 2019. №10. С. 209-217.
Более половины россиян пользовались госуслугами онлайн во время пандемии // Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-polzovalis-gosuslugami-onlayn-vo-vremya-pandemii/
Бродовская Е.В., Давыдова М.А., Синяков А.В. Цифровые компетенции разных поколений: результаты социологического исследования в Ставропольском крае // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. №1. С. 120-129.
Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений // Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/analytics/bumery-protiv-zumerov-otsenka-tsifrovykh-kompetentsiy-pokoleniy/
Варламова Ю.А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. Социология. Этнология. 2022. №2. С. 51-74.
Вдовина М.В. Проблемы развития цифрового взаимодействия // Горизонты гуманитарного знания. 2021. №4. С. 71-85.
На прием к врачу с помощью онлайн-сервисов записывались 35% респондентов в возрастной группе от 18 до 24 лет, а также 34% респондентов в возрасте от 25 до 34 лет.
2.3. Цифровой разрыв цифровых и доцифровых поколений в современной РоссииКак отмечает М. Пренски, цифровые аборигены с рождения используют различные цифровые устройства, имеют высокий уровень цифровой грамотности, информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью их жизни, а цифровые иммигранты, напротив, не родились в цифровом мире и начали осваивать информационно-коммуникационные технологии значительно позже цифровых аборигенов, они имеют низкий уровень цифровой грамотности, и их возможности ограничены.