Социальная адаптация людей с расстройствами аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования
Тема социальной адаптации людей с расстройством аутистического спектра (РАС) является сравнительно новой в исследовании. Изучение социальных особенностей людей с аутизмом стало набирать популярность в социологических науках в начале двадцать первого века.
На данный момент проблема аутизма привлекает многих ученых смежных профессий, так как отражает современные проблемы психологического и социального состояния и поведения большой группы людей. Хоть и многие аспекты аутизма уже изучены, проблема адаптации людей с данным расстройством до конца не раскрыта.
Исследование РАС проводится как с точки зрения психологии и физиологии, где изучаются особенности мышления и психических отклонений, так и с социологической стороны, где анализируются социальные проблемы, связанные с жизнью людей с РАС и их взаимодействием с обществом, которое часто сталкивается с трудностями во взаимодействии с больными.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 11
1.1. Понятие аутизма и особенности его изучения в науке 11
1.2. Понятие и сущность социальной адаптации 18
1.3. Особенности социальной адаптации людей с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 39
2.1. Описание и характеристика исследования 39
2.2. Интерпретация полученных данных исследования 43
2.2. Специфика социальной адаптации людей с РАС в российском обществе 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
1. Абатаева П. Н. Социальная адаптация личности // Вестник СПИ. 2020. №3 (35). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-lichnosti (дата обращения: 31.01.2023).
2. Абдрахманова Ф. Р. Проблемы социальной адаптации // Социально-гуманитарные знания. 2013. №10. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii (дата обращения: 31.01.2023).
3. Айзенк Г. Ю. Парадоксы психологии [Текст] / Айзенк Г. Ю. — 2-е изд. — Москва: ЭКСМО, 2009 — 352 c.
4. Алешкевич Е. В. Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра / Е. В. Алешкевич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 353-357. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/345/77572/ (дата обращения: 30.01.2023).
5. Альбицкая Ж. В. Ранний детский аутизм - проблемы и трудности первичной диагностики при междисциплинарном взаимодействии // Медицинский альманах. 2016. №2 (42). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-detskiy-autizm-problemy-i-trudnosti-pervichnoy-diagnostiki-pri-mezhdistsiplinarnom-vzaimodeystvii (дата обращения: 18.02.2023).
6. Антипова Ю. А. Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра / Ю. А. Антипова, И. Н. Дворникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 177-180. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/331/74055/ (дата обращения: 30.01.2023).
7. Ардельянова Я. А. Макро- и микро социологический ракурс в исследовании аутизма. Гуманитарный Научный Вестник, 6, 2022. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.5281/zenodo.6668885/ (дата обращения: 31.01.2023).
8. Аспергер Х. «Аутистические психопаты» в детском возрасте. Вопр. психич. здоровья детей и подростков. 2011; (1): 82–109. [Asperger Kh. «Autistic psychopathy» in childhood] 2011; (1): 82–109. (In Russ.)].
9. Афанасьева С. А. Характеристика понятий «Адаптация», «Социально-психологическая адаптация» и «Дезадаптация» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №11-2. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-ponyatiy-adaptatsiya-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya (дата обращения: 31.01.2023).
10. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека// Л.: Наука, 1988. – 270 с.
11. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии. М.: Изд-во Московского Психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. – 192 с.
12. Божкова Е. Д., Баландина О. В., Коновалов А. А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор) // Соврем. технол. мед.. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystva-autisticheskogo-spektra-sovremennoe-sostoyanie-problemy-obzor (дата обращения: 05.04.2023).
13. Бувака М. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении / М. В. Бувака, А. В. Семичева, Н. В. Косило. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 9-12. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7708/ (дата обращения: 18.02.2023).
14. Бутусова О. С. Аутизм как этап эволюции / О. С. Бутусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 35-36. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/435/95352/ (дата обращения: 30.01.2023).
15. Быстрова Л. И. Уровни социальной адаптации и проблемы их классификации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-1. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-sotsialnoy-adaptatsii-i-problemy-ih-klassifikatsii (дата обращения: 31.01.2023).
Не менее распространенная в своем применении является «Модель Регуляции совместного внимания, символической игры и вовлеченности» (JASPER), что направлена на совместное взаимодействие при выполнении определенного задания с постепенным увеличением скорости и сложности социальной коммуникации.
Третий метод в категории натуралистических поведенческих вмешательств является метод «Раннего интенсивного поведенческого вмешательства» («Early intensive behavioral intervention» EIBI), который включает в себя игры с заданиями с систематическими подсказками с их последующим уменьшением в процессе. Метод развивает самостоятельность и адаптацию в принятии решений и социальном взаимодействии с другими.