Государственное регулирование экономических процессов территории
Введение
Позиция регионов в отношении стремления к развитию в социально-экономическом пространстве и в желании получить большую прибыль от имеющихся ресурсов в последние годы значительно шагнула вперед .
Решение стоящих перед страной задач по повышению уровня со‐ циально‐экономического развития в нынешних условиях, характери‐ зующихся санкционными мерами по сдерживанию ее развития странами Запада, невозможно без усиления роли территорий, регионов.
Нельзя не отметить, что России характерна высокая степень дифференциации регионов по уровню социально‐экономического развития, что обусловлено различиями в обеспеченности природными ресурсами, климатическими условиями, обычаями и традициями коренного населения и многими другими факторами объективного и субъективного характера .
Рост в экономической сфере очень положительно сказывается на производстве, финансовом положении, а также способствует высокому уровню качества жизни населения регионов. Одна из главных причин социально-экономического развития – конкурентоспособность между регионами в определенных областях своей деятельности.
Актуальность работы вызвана тем, что на сегодняшний день, вопрос, который касается социально-экономического развития регионов, один из самых важных и значимых условий для более эффективной деятельности в области социальных, производственных и финансовых сфер .
Содержание
Введение………………………………………………………………… С.3
Глава 1 Государственное регулирование экономических процессов территории………………………………………………………………. 5
1.1. Экономическое развитие: понятие, цели, и инструмент обеспечения………………………………………………………………. 5
1.2. Особенности проектного управления в органах государственной власти………………………………………………….21
Глава 2 Анализ реализации политики в регионе, проблемы к решению на примере «Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года»…………………………………… 25
1.3. Оценка программной ситуации………………………………….. 25
1.4. Основные показатели государственной программы и оценка её эффективности…………………………………………………………. 31
1.5. Проблемы обеспечения регулирования экономического развития территории, подходы к решению……………………………33
Заключение………………………………………………………………. 39
Библиографический список…………………………………………….. 41
Приложения……………………………………………………………… 45
Библиографический список
1. Постановление Правительства «Об организации проектной деятельности в Правительстве России» от 31 октября 2018 года №1288
2. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].
3. Указ Президента РФ « О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440 [Электронный ресурс].
4. Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым, от 22 марта 2019 года № 2523п-П6 [Электронный ресурс].
5."Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс].
6. Постановление Новгородской областной Думы от 9 июля 2012 г. № 100-ОЗ. «Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года»
7. Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов [Электронный ресурс] // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 39 (366). С. 2-12.
8.Бодров, О.А Предметно-ориентированные экономические информационные системы / О.А Бодров. - М.: ГЛТ, 2017. – 210 с.
9. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 57.
10. Гатауллина А.А. Цели и критерии экономического развития регионов России [Электронный ресурс] // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2018. № 1. С. 24-27.
11. Губанова Е.С., Клещ В.С. Зонирование как иснтрумент регулирования социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории. 2019. № 5 (103). С. 109-123.
12. Ерзнкян Б.А., Иванова О.П. Новгородсекая область: возможности и результаты реагирования на стратегические риски и вызовы развития [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. 2019. № 8. С. 197-204.
13. Зотиков Н.З., Яковлева А.С. Развитие регионов каак фактор социально-экономического развития страны [Электронный ресурс] // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 3 (22). С. 4-11.
14. Зекох Р.М. Инструменты государственного регулирования социально-экономического развитиия региона [Электронный ресурс] // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России. Под науч. редакцией А.А. Тамова. 2018. С. 100-105.
15. Исаев, Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов / Г.Н.Исаев. – М.: Омега-Л, 2017. -312 с.
16. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А. Системная сбалансированность экономики России. Региональный разрез. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 309-323
17. Куликова Е.А., Темирчев Д.И. Роль индустрии туризма в экономике региона (на прмиере Новгородской области) [Электронный ресурс] // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты.
18. Куприянов А.Н., Фатюхина Т.Ю. Инновационное развитие как основа реализации потенциала территорий и повышения темпов экономического роста [Электронный ресурс] // Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Орёл, 2020. С. 21-26.
19. Морозова, О.А. Информационные системы управления портфелями и программами проектов : учебное пособие / Морозова О.А. — Москва : КноРус, 2021. — 210 с.
20. Полтораднева Н.Л., Завьялова Д.А. Развитие региональной финансовой системы как фактора устойчивого социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] // Инновационная экономика и общество. 2019. № 2 (24). С. 80-85.
21. Притула О.Д. Анализ стратегических преимуществ и ограничений развития Новгородской области в контексте регионального управления [Электронный ресурс] // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. № 8 (19). С. 9.
22. Проектная деятельность в государственном секторе [Электронный ресурс].
23. Региональная экономика и управление развитием территорий : учебник и практикум для вузов / И. Н. Ильина [и др.] ; под общей редакцией Ф. Т. Прокопова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 351 с.
24. Региональное управление и территориальное развитие. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Э. Лимонов. - М.: Юрайт, 2018. - 211 c.
25. Редкокашина Н.В. Инструменты регулирования социально-экономическим развитием региона [Электронный ресурс] // В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития регионов. сборник материалов V Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2016. С. 98-99.
26. Субботина Т.А., Львова Е.А. Социально-экономическое развитеи региона на примере Новгородской области [Электронный ресурс] // В сборнике: современная мировая экономика: вызовы и реальность. Донецк, 2021. С. 148-151.
27. Таранова И.В., Татуев А.А., Сыроватская В.И., Пайтаева К.Т. Тенденции развития региона с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития [Электронный ресурс] // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2019. № 2 (50). С. 6.
28. Хаустова Т.В., Соклаков А.А., Черкашина Т.А., Дроздов В.И. Оценка основных показателей, характеризаующих качество жизни населения региона [Электронный ресурс] // Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 3. С. 100-114.
29. Широкова Е.Ю. Факторы экономического роста регионов Северо-Западногно федерального округа [Электронный ресурс] // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 7 (189). С. 40-51.
30. Юсупова М.С. Развитие модели социально-экономического развития в регионах во внедрении цифровой экономики [Электронный ресурс] // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 2-1. С. 259-267.
В рамках жилищного строительства в Великом Новгороде существует проблема недостатка парковочных мест при строительстве многоквартирных домов. Необходимо в установленном порядке пересмотреть нормативы по количеству парковочных мест, а также коэффициент использования территории, позволяющий регулировать плотность застройки. Обеспечить требуемое количество парковочных мест в микрорайонах города возможно путём строительства коммерческих автостоянок, многоуровневых паркингов за счёт различных источников финансирования.
Отдельная нерешенная проблема города – это удалённые территории. Для дальнейшего интенсивного развития жилищного строительства необходимо расширение границ Великого Новгорода путём присоединения территорий Новгородского муниципального района, что приведёт к пополнению бюджета Великого Новгорода за счёт оборота присоединённых земель, расширению площади земель для комплексного освоения в целях жилищного строительства, создания инвестиционных площадок для развития промышленности.
Нерешённой проблемой остаётся вопрос строительства инженерных коммуникаций и дорог на этих территориях, так как обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой за границей городского округа является полномочиями органов местного самоуправления соответствующего поселения, при этом финансирование данного строительства из бюджета городского округа является нецелевым использованием денежных средств. Для строительства инженернотранспортной инфраструктуры в указанных земельных массивах необходимо ориентировочно 3,2 млрд. рублей.