Сохранение этно-религиозной самобытности коптов Египта в контексте мусульмано-коптских отношений XX-XXI веков
Введение: основа исследованияЦели и задачи исследованияКоптская община Арабской Республики Египет является неотъемлемой частью египетского общества. Однако текущее ее положение характеризуется отстраненностью от социальных процессов в общей среде межконфессиональной напряженности. Притеснение коптского населения в различных сферах жизни, причины которого сводятся к особенностям исторического мусульмано-коптского сосуществования на данной территории и являющегося продуктом данного сосуществования восприятия мусульманами и коптами друг друга, определяет актуальность темы исследования. Изучение причин и характера сохранения коптской общины является важным шагом к осознанию причин коптско-мусульманского противостояния и поиску путей решения данной проблемы.
Оглавление
Аннотация 1
Annotation 2
Глава 1: Введение: основа исследования 4
Цели и задачи исследования 4
Методология и структура работы 5
Обзор литературы 5
Особенности терминологии 7
Этно-религиозная группа 7
Глава 2: Египетские копты как этно-религиозная группа 9
Раздел 1. Исторический контекст 9
Раздел 2. Коптская церковь 12
Роль церкви и церковных практик в коптской среде 12
Современное состояние и направления деятельности коптской церкви 15
Раздел 3. Культура и обычаи коптского сообщества 17
Жизнь коптов в Египте 17
Жизнь коптов в диаспоре 20
Глава 3: Копты Египта в мусульманской середе 22
Раздел 1. Характеристика коптско-мусульманского сосуществования 22
Коптско-мусульманское противостояние 22
Институциональная дискриминация и социальная изоляция 24
Раздел 2. Коптское самоощущение 25
Проблема идентичности 25
Этнопсихологическая защита 26
Усиление роли конфессиональной идентичности 28
Раздел 3. Заключительные положения 28
Выводы: сохранение коптской самобытности 28
Список литературы 30
Список источников 33
1. Бобожонова Р. У. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО //Scientific progress. – 2021. – Т. 2. – №. 6. – С. 1758-1762. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-religii-na-obschestvo-1
2. Воскресенская П. А., Моргунова И. А. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КОПТСКОЙ ЦЕРКВИ //Русская словесность как основа Русского мира. – 2020. – С. 254-255. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44654595
3. Зинькина Ю. В. Коптская община современного Египта: проблемы и перспективы //М.: Институт Ближнего Востока. – 2010. URL: http://book.iimes.su/wp-content/uploads/main/egp2010.pdf
4. Козулин А. Понятие психологической регрессии //Вопросы психологии. – 1990. – №. 2. – С. 24-34. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/902/902024.htm
5. Кривец Е. А. Коптская община Египта и политика дискриминации //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – №. 3-1. – С. 86-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koptskaya-obschina-egipta-i-politika-diskriminatsii
6. Кривец Е. А. Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук, 2018 – 244 с.
7. Кривец Е. А. Самобытность египетской христианской (коптской) диаспоры //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2018. – Т. 23. – С. 110-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samobytnost-egipetskoy-hristianskoy-koptskoy-diaspory
8. Кривец Е. А. Традиционная культура коптов в глобальном мире: адаптация и самоутверждение //К 200-летию Института востоковедения РАН. – 2018. – С. 91. URL: https://book.ivran.ru/f/trudylyubimov-24-09-148h210.pdf#page=91
9. Крылов Г. Л. Коптская Церковь: взаимоотношения с египетским государством и исламскими институтами Египта с 1970 года по настоящий период //дис. – 2018 – 376 с. URL: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/2019/Krylov/krylov_thesis.pdf
10. Никольский М. В. Культурфилософские основы храмового искусства Египта //Неофилология. – 2015. – №. 3 (3). – С. 17-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturfilosofskie-osnovy-hramovogo-iskusstva-egipta
Начало оживления духовной жизни общины было положено во второй половине XIX века реформами патриархов Кирилла IV (1854-1861) и Кирилла V (1874-1928). В XX веке данный курс был продолжен деятельностью патриарха Кирилла VI, лично подававшего пример аскетизма и отстраненно державшегося от политической арены, сконцентрировав свою деятельность на возвращении к традициям и углублении духовной жизни.
В начале 1970-х годов папой коптской православной церкви был избран Шенуда III, существенно активизировавший её деятельность, расширив круг интересов до политической сферы. Папа Шенуда III придавал большое значение монастырю и церкви как регуляторам социальной жизни коптской общины, стремясь превратить церковь из места повседневного богослужения в источник коптской идентичности. С данной целью им была организована программа по привлечению всех слоев общества в стены церкви.