Реабилитация подростка с дивиантным поведением в условиях пенитенциарной системы
ВведениеАктуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что социальные болезни современного общества детерминируют множество проблем, где неуклонный рост преступности среди детей и подростков – одна из них. Асоциальность личности, как правило, формируется в результате трудной жизненной ситуации.
За последние десятилетия в подростково-юношеской социальной когорте произошли серьезные трансформационные процессы, результатом которых выступила девальвация культурно-нравственных ценностей предыдущих поколений и разрушение преемственности социокультурного опыта поколений. Исследования ученых на предмет поведения молодежи свидетельствуют об общем ценностном и нормативном кризисе у современных детей и подростков, что, безусловно, негативно отображается на формах девиантного поведения, где самой опасной выступает преступность.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность девиантного поведения 7
1.1. Тенденции и причины возникновения девиантного поведения 7
1.2. Подходы к исследованию проблемы отклоняющегося поведения 11
1.3. Особенности поведения делинквентных подростков и методы социальной работы 15
Глава 2. Технологии реабилитации девиантного поведения несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы 18
2.1. Понятие пенитенциарной системы 18
2.2. Влияние условий среды пенитенциарного учреждения на личность осужденного подростка 20
2.3. Проблемы ресоциализации подростков, воспитывающихся в условиях воспитательной колонии 23
2.4. Рекомендации по увеличению эффективности при работе с девиантным поведением у подростков 32
Заключение 37
Список использованных нормативно-правовых актов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы 39
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы
I. Нормативно-правовые актыГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
Декларация прав ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.) // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. / сост. Г. М. Мелков. - М. : 1990. - С. 385-388.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 07.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - №237.
О направлении методических рекомендаций по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением) : письмо Министерства образования и науки России от 28 апр. 2016 г. - № АК-923/07.
О направлении методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения детей и подростков в общеобразовательной организации : письмо Министерства образования и науки России от 18 янв. 2016 г. - № 07-149.
Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.01.1997 - № 4.
Семейный кодекс Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №1 –Ст. 16.
Уголовный кодекс Российской Федерации ФЗ от 13 июня 1996 г. №63 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №1 –Ст. 158.
Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273 ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 68. – Ст. 6.
Диагностикой расстройств действия увлекается психотерапевт, специалист по психологии. Способы освидетельствования – тяжелый, общепсихологический.
Терапия базируется в когнитивно-бихевиоральной, домашней психотерапии, расширяется лекарственной коррекцией».
В науках, исследующих делинквентное поведение учитывается степень тяжести правонарушений, а также характер деформации личности подростка. Психолог Г.Л. Бардиер выделяет три степени тяжести делинквентного поведения:
Биологические – здесь подразумеваются особенности перинатального периода, наследственные заболевания и состояние ЦНС. Сюда же следует отнести теорию, согласно которой человеку с девиантным поведением присущи определенные черты внешности (форма лица, носа, ушей и т.д.).
Психологические – расстройства нервной системы, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, внутренний конфликт, склонность к депрессивным состояниям и т.д.