Трудовые конфликты в организациях
Введение
Актуальность темы исследования. Возникновение конфликта в организации происходит во взаимодействии сотрудников между собой, в общении друг с другом или в рабочих моментах.
Чтобы разрешить конфликт, была открыта конфликтология, которую вывели в отдельную науку. Она включает в себя большое количество вариантов, структур и направлений разрешения конфликтов.
Исход конфликтной ситуации, как правило, зависит от того, насколько профессионально она управляется. Чтобы справиться с конфликтом, нужно выяснить причины, стоящие за ним. Очень часто специалисты считают, что основной причиной конфликтной ситуации является расхождение интересов индивидов, но на самом деле оказывается, что это совсем не так. Изучая социально-психологические механизмы возникновения конфликтов, начиная от факторов их возникновения и заканчивая окончательным выходом из конфликта. Важным качеством является способность предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, сглаживать их последствия, разрешать споры, умение выводить людей от враждебности интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Содержание
Введение……………………………………………………………
Глава 1.1. Теоретическая основа социологического исследования трудовых конфликтов …………………………………………………...
1.1. Понятие и сущность «трудовой конфликт» ………………..
1.2. Типы трудовых конфликтов …………………………………
1.3. Причины возникновения и проявление трудовых конфликтов в организациях …………………………………………………………….
Глава 2 ……………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………..
Список источников ……………………………………………….
Приложение - Тест К. Томаса ……………………………………
Список источников
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. «Конфликтология». М., 1999.
2. Гаги, В.А. «Экономика и социология труда»
3. Гришина Н.В. « Производственные конфликты и их регулирование». Л., 1983.
4. Макаров Е. «Трудовые конфликты в России в 2015 году. Краткий обзор» [Электронный ресурс]// Центральная профсоюзная газета «Солидарность», 10.03.2016. URL: http://www.solidarnost.org
5. Скалабан В.С. «Трудовые конфликты». Справочный материал о разборе трудовых конфликтов. - Ростов-н/Д, 1939.
6. Авдеев П.Н. «Трудовые конфликты в СССР». - М., 1928.
7. Александрова Е.В. «Социально-трудовые конфликты: пути их разрешения». - М., 1993.
8. 20. Компания «Ясно» / Видеоконсультация с психологом [Электронный ресурс]. URL: https://yasno.live/ (дата обращения: 26.04.2022).
9. 21. Компания «Ясно» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://business.yasno.live/ (дата обращения: 26.04.2022).
Также в данном обзоре описаны причины возникновения трудовых конфликтов в 2015 году: «Анализируя содержание требований работников, можно отметить, что в последние три года непрерывно растет число конфликтов, обусловленных полной невыплатой зарплаты (60% всех СТК), сокращением штата и увольнениями (22% и 9%), снижением уровня оплаты труда и отсутствием индексации (4%). Средняя длительность конфликтов, связанных с невыплатой заработка, в последние два года уменьшилась (с 38 дней в 2013 году до 21 дня в 2015), что свидетельствует о более эффективной работе надзорных органов и оперативном вмешательстве органов власти… Среди наиболее весомых причин конфликтов - недостаток собственных средств у предприятий. Этот фактор в различных отраслях имел разные истоки: в автомобильной промышленности главную роль сыграло резкое снижение продаж автомобилей на рынке; в производстве машин и оборудования сказалось уменьшение доступной денежной массы для кредитования. В некоторых базовых отраслях (добыча полезных ископаемых, первичная металлообработка) решающее значение имели колебания цен на сырье и переделы на мировых рынках. Общим трендом можно назвать нарастающую в течение года депрессию на внутреннем рынке, совпадающую с глобальными тенденциями».
Большая часть конфликтов произошла на крупных предприятиях численностью свыше 250 человек (79% всех конфликтов в социально-трудовой сфере). Существенно меньше - на средних предприятиях численностью от 100 до 250 человек (11%). По мнению специалистов центра социально-трудовых прав, в России на данный момент не существует реальной статистики трудовых конфликтов. Сотрудники центра выбрали объектом своего изучения трудовые конфликты в период кризиса, начавшегося в 2008 году . По их мнению, данные Федеральной службы государственной статистики необъективны, так как, к примеру, в 2008 было зарегистрировано 4 забастовки, в то время как в базу данных в 2008 г. попали 47 случаев, когда трудовой конфликт протекал в форме полной или частичной остановки работы (то есть в 12 раз больше).