Роль медиакратии в современных гибридных войнах
Введение
В настоящее время гибридные войны являются доминирующей моделью трансформации информационного пространства, в пределах которого происходит стремительное развитие цифровых технологий. В этой связи, появление феномена медиакратии стало отличительной чертой межгосударственных конфликтов XXI века, что позволяет говорить о необходимости изучения данной проблематики и усовершенствования знаний для дальнейшего понимания процессов, происходящих на мировой политической арене.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена возникновением новых вызовов и угроз национальным интересам и безопасности каждого государства и определяется следующим рядом факторов:
Во-первых, в настоящее время страны используют медиакратию как политический инструмент в локальных и международных конфликтах.
Во-вторых, в связи с появлением высоких технологий медиакратия в гибридных войнах рассматривается как комбинация военных и невоенных, тайных и открытых действий, включающих информационные в
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования роли медиакратии в современных гибридных войнах…………………………..14
1.1. Медиакратия и гибридная война как понятия и процесс: концептуальные подходы к анализу…………………………………………....14
1.2. Современные научные подходы к исследованию медиакратии и гибридной войны………………………………………………………………...29
1.3. Методика сравнительного анализа роли традиционных СМИ и нью медиа в современных гибридных войнах (выбор и обоснование критериев)………………………………………………………………………..43
1.4. Характер воздействия «новых медиа» на формирование новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в условиях гибридной войны………………………………………………………………...56
Выводы к Главе 1……………………………………………………………...63
Глава 2. Средства массовой информации в системе современных гибридных войн………………………………………………………………...65
2.1. Формы и методы участия традиционных медиа в современных гибридных войнах……………………………………………………………….65
2.2. Специфика деятельности new media в контексте современной модели гибридной войны на примере интернет-изданий Bellingcat, The Insider и сети GIJN………………………………………………………………………………72
2.3. Влияние традиционных СМИ и new media на формирование элементов общественного мнения в условиях современных гибридных войн………….78
2.4. Трансформация гибридных войн под влиянием «новых медиа»……..88
Выводы к Главе 2……………………………………………………………...95
Глава 3. Традиционные медиа и new media в современных гибридных войнах: сравнительный анализ………………………………………………98
3.1. Роль и место традиционных медиа и New Media в современных гибридных войнах: сравнительный анализ…………………………………….98
3.2. Функции традиционных медиа и New Media в современных гибридных войнах…………………………………………………………………………...107
3.3. Основные преимущества New Media в сравнении с традиционными медиа в современных гибридных войнах…………………………………….112
Выводы к Главе 3…………………………………………………………….120
Заключение…………………………………………………………………….121
Библиография…………………………………………………………………123
Библиография
Официальные документы и нормативные правовые акты
1. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне от 28 ноября 1978 г. // Генеральная Конференция ЮНЕСКО. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/st_hr1_141.shtml. (09.09.2022).
2. Резолюция ООН Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс] // ООН [Офиц. сайт], URL: https://undocs.org/ru/A/RES/73/27 (Дата обращения: 18.03.2023 г.)
3. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2014 № 2976 «Военная доктрина Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/420246589 (дата обращения: 27.03.2022).
4. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Правительство России [Офиц. сайт] URL: http://government.ru/docs/all/109306/ (Дата обращения: 30.04.2022 г.)
5. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент России [Офиц. сайт] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921/page/1 (Дата обращения: 30.04.2022 г.)
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Президент России [Офиц. сайт] URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (15.10.2022).
7. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Президент России [Офиц. сайт] URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/82/events/70811 (дата обращения: 01.04.2023).
8. Capability of the People’s Republic of China to Conduct Cyber Warfare and Computer Network Exploitation [Электронный ресурс] / National Security Archive.[Офиц.сайт].https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB424/docs/Cyber-030. (дата обращения 25.03.2023).
Монографии, книги
9. Бартош А.А. Туман гибридной войны. Неопределенности и риски конфликтов XXI века. — М.: Горячая линия – Телеком, 2020.
10. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: СПГУТД, 2013. 200 с.
11. Васильев В.С. США против России в эпоху информационных войн 2.0 (Размышления о диалогах в книге: Киселёв Д., Злобин Н. Киселёв vs Zlobin. Битва за глубоко личное. ‒ М.: Эксмо, 2019.
12. Грушин Б.А. Мнения о мире
Данную взаимосвязь можно охарактеризовать как «эффект Аль-Джазира», которую можно сопоставить в параллель с «эффектом CNN».
В тоже время, новые медиа, такие как Facebook, Instagram, Twitter, Telegram, YouTube и др., берут на вооружение международные террористические организации и экстремистские группировки по всему миру. В частности, «Аль-Каида» и «Исламское государство» (ИГИЛ). Использования этими террористическими формированиями новых медиа для пропаганды радикальных идей позволяют им передавать новостной контент визуально, вокально и письменно любому человеку на планете. Сами террористы не скрывают, что используют новые медиа для пропаганды своих взглядов: «Мы находимся в состоянии войны, и большая половина этой войны происходит в медиа». При этом, ИГ разработала соб