Образовательная дипломатия: опыт Японии
Введение
В настоящее время мы являемся свидетелями крупных перемен в мировой политике и структуре международных отношений. Появляются новые глобальные угрозы безопасности, увеличивается влияние негосударственных акторов, мир становится всё более взаимозависимым. Традиционная дипломатия, в которой основными субъектами являются правительства и преобладают жесткие механизмы достижения внешнеполитических целей, уже не может ответить на все вызовы. Поэтому международное сотрудничество выходит на новый уровень, и можно говорить о появлении такого явления, как «новая дипломатия». Она характеризуется использованием различных инструментов решения задач, широким кругом обсуждаемых вопросов (права и свободы человека, проблемы окружающей среды, гуманитарная помощь и другие), участием большого количества субъектов: граждане, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, ТНК и другие. Наряду с экологической, культурной, дипломатией здравоохранения еще одним видом новой дипл
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Образовательная дипломатия как мировая тенденция 8
1.1. Понятие образовательной дипломатии 8
1.2. Международные центры изучения образовательной дипломатии 14
1.3. Обзор научно-исследовательских работ 17
Глава 2. Характеристика образовательной системы Японии 25
2.1. Национальная стратегия в области образования 25
2.2. Сильные стороны японского образования и возможности по повышению его конкурентоспособности 30
2.3. Угрозы и слабые стороны японской образовательной системы 33
Глава 3. Образовательная дипломатия Японии 38
3.1. Образовательная дипломатия на международном уровне 38
3.2. Образовательная дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе 49
3.3. Деятельность НПО и университетов 55
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 67
Список использованной литературы и источников
Документы
1) A Guide to Promoting Education for Sustainable Development (ESD) // MEXT, Japanese National Commission for UNESCO. 2021. P. 2-10.
2) Agenda Toward a Strategic Partnership between Japan and Vietnam. 2017. Article 31.
3) Basic Concept for Internationalization. Bridging the world through excellence // Kyoto University. 2012. Р.2.
4) Cabinet decision on the Development Cooperation Charter // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2015. Р. 5-6.
5) Chairman’s Statement of the 18th ASEAN Plus Three Summit, Kuala Lumpur. 2015.
6) Chairman’s Statement of the 25th ASEAN Plus Three Summit, Phnom Penh, Cambodia. 2022.
7) Japan’s Education Cooperation Policy 2011-2015 // Government of Japan. 2015. Р. 9.
8) Japan's Official Development Assistance Charter // Government of Japan, Ministry of Foreign Affairs, Economic Co-operation Bureau. 1992. Р. 3.
9) Kuala Lumpur Declaration on Higher Education. 27th ASEAN Summit. 2015. P. 2.
10) Learning Strategy for Peace and Growth - Achieving Quality Education through Mutual Learning // Government of Japan. 2015.
11) National Security Strategy of Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2022. Р. 32-34.
12) Overview of FY2022 Budget (Including FY2021 Supplementary Budget) - Defense-Strengthening Acceleration Package. Defense Programs and Budget of Japan // Ministry of Defense. 2021. P. 4-5.
13) Regional Convention on the Recognition of Studies, Diplomas, and Degrees in Higher Education in Asia and the Pacific. 1983. No. 32021.
14) Regional Roadmap for the SDG4-Education 2030 Agenda in Asia and the Pacific (2015-2030). UNESCO. 2018.
15) SDGs Implementation Guiding Principles // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2016.
16) The Third Basic Plan for the Promotion of Education // MEXT, Education Policy Bureau. 2018.
17) White Paper on Development Cooperation 2020. List of Charts Presented in the White Paper // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2020. Р. 2-8.
18) White Paper on Science and Technology // Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology Japanese Government. 2003.
19) Концепция внешней
В Японии стратегию по развитию публичной дипломатии Министерство иностранных дел разработало в 2007 г. Одним из поводов явились антияпонские демонстрации в КНР (2005) , когда протестующие призывали не покупать японские товары, громили предприятия, связанные с Японией, японские супермаркеты, рестораны, дипломатические представительства. Одним из главных лозунгов был призыв «покончить с японским империализмом». Тадамичи Ямамото , японский дипломат, подчеркнул, что публичная дипломатия, которая также может называться гражданской дипломатией или дипломатией по связям с общественностью, подразумевает работу правительства по воздействию на иностранных граждан, целью которой является углубление знаний о Японии, распространение привлекательности ее культуры. Кроме того, он отметил, что в Японии, в отличие от некоторых других стран, различают мягкую силу и публичную дипломатию. Под первой подразумевается способность влиять на желания, поведение, восприятие других путем повышения