Тема любви в работах представителей русской социальной мысли конца XIX – начала ХХ вв.
Введение
Любовь – уникальный социальный феномен человеческого существования, что определяет её особое место в жизни каждого индивида и общества в целом. Она является базисом, основой жизненных ориентиров и целей индивида, по этой же причине она во многих случаях определяет его отношение к обществу, окружающему миру и влияет на его развитие, как личности, формирование мировоззренческих установок.
Исследуемый феномен является одной из главных ценностей. А. Г. Маслоу в своей работе «Теория человеческой мотивации» писал, что после того, как человек удовлетворил свои физиологические потребности и потребность в безопасности, появляется потребность в любви. Именно поэтому потребность в любви занимает третью по счету ступень в пирамиде потребностей Маслоу. Любовь обладает значительной консолидирующей силой, она способна объединять людей на основе их стремлений, целей, в совместных мечтах людей. Через свою консолидирующую сущность любовь выступает как движущая сила жизни, она придает жизни ч
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению темы любви в работах представителей русской социальной мысли 9
1.1 Сущность и социальный смысл феномена любви 10
1.2 Особенности формирования представлений о любви в истории социальной мысли 25
1.3 Интерпретация феномена любви в русской социальной мысли конца XIX – начала XX вв. 43
Глава 2. Исследование темы любви в работах представителей русской социальной мысли на примере работ Н. А. Бердяева, П. Сорокина и Ф. М. Достоевского 52
2.1 Идея любви как единства социального и индивидуального в религиозном экзистенциализме Н. А. Бердяева 52
2.2 Альтруистическая любовь в научном наследии П. Сорокина 58
2.3 Осмысление идеала любви в социологическом контексте в творчестве Ф. М. Достоевского 69
Заключение 78
Список использованных источников 83
Список использованных источников
1. Библия. Первое послание Павла коринфянам. Глава 13. Стихи 13:1 – 13:7.
2. Абрамов А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. - М.: Политиздат, 2019. - С. 149-161.
3. Авдеева А.Е., Коптева Э.И. Образ «деятельной» любви в понимании Ф.М. Достоевского. [Электронный ресурс]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47219/1/978-5-8295-0520-2_02.pdf (дата обращения: 15.03.2023)
4. Алексеев А.А., Алексеева Е.Ю. Творчество Ф. М. Достоевского как художественное воплощение Евангельской любви // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (38). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-f-m-dostoevskogo-kak-hudozhestvennoe-voploschenie-evangelskoy-lyubvi (дата обращения: 15.03.2023)
5. Андреев О. А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 320 с.
6. Апресян Р. Г. От «дружбы» и «любви» - к морали: об одном сюжете в истории идей. Этическая мысль. - М.: ИФРАН, 2020. - С. 182-194.
7. Базарова М. В. Любовь как смысложизненная ценность: автореферат дис. ... канд. философских наук. Ставрополь, 2018. - 21 с.
8. Балашов, Л. Е. О любви. - М.: 2001. – 365 с.
9. Баранов Н. А. Любовь в системе общечеловеческих ценностей // Организмы и механизмы: проблемы управления в социальных и технических системах: Мат-лы междисципл. научн. семинара. СПб.: Книжный дом, 2018. - С. 164-167.
10. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М.: Прометей, 1989. - 159 с.
11. Бердяев Н. А. Основная идея Вл. Соловьева // Вл. Соловьев: Pro en contra. - СПб.: РГХИ, 2002. - С. 688-694.
12. Бердяев Н. А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики // Творчество и объективация / Сост. А. Г. Шиманского, Ю. О. Шиманской. - Мн.: Экономпресс, 2000. - С. 241-295.
13. Бердяев Н.И. Метафизика пола и любви // Русский Эрос или Философия любви в России. - М.: Прогресс, 1991. - 448 с.
14. Бердяев Н. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства. - М., 1994. Т. 1. С. 203.
15. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 624 с.
16. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. - Париж, 1939. – 532 с.
17. Бердяев Н.А. Смысл
По мнению автора, любовь – это всеобъемлющая космическая сила, делающая человека непобедимым. Человеку приходит в голову мысль о том, чтобы стать причастным божественной природе, пребывать в «интеллектуальной любви к богу». В эпоху Возрождения любовь рассматривалась как духовное бескорыстное начало человека.
Идея о нравственной целостности любви, как ее сущности, теряется в философии Нового времени. Именно здесь формируются сущностные характеристики любви, но в отношении ее конкретных свойств: у Гоббса и Локка любовь рассматривается как желание приятного; у Лейбница – это стремление к совершенству. У Хатчесона, Юма и Смита любовь рассматривается именно так - с целью добра или альтруизма. На сегодняшний день в философии Нового времени любовь является одной из самых популярных страстей, характерных для человеческого организма.
Амбивалентное отношение к любви в работах Фрэнсиса Бэкона. Несложно з