Комплексная программа равития социальной компетентности подростков, находящихся на отдыхе в спортивно-оздоровительном лагере «тамбовский артек»
ВВЕДЕНИЕ
Из всех периодов развития ребенка самым серьезным и трудным является подростковый.
Подростковый период развития является одним из критических периодов, поскольку в данный период происходит переход к взрослой жизни и особенности его течения, безоговорочно, накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важен еще тот факт, что социальные процессы в современном обществе предъявляют всё больше требований к способности подростков самостоятельно справляться с трудностями, кризисами и вызовами.
Выделение подросткового периода в развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психологических особенностей, присущих этому возрасту.
Многие отечественные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. [2,11,17,52,57] занимались изучением различных аспектов развития личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности подростков……………………………………………..…………………….. 7
1.1. Основные модели и компоненты социальной компетентности подростков…………………………………………………………………………………. 7
1.2. Факторы, влияющие на развитие социальной компетентности подростков……………………….........................................................................………… 23
1.3. Опыт организации процесса формирования социальной компетентности подростков в условиях лагерной смены МДЦ «Артек»…………………………………….………………………………….………. 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….. 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния участия в лагерной смене МДЦ «Артек» на развитие социальной компетентности подростков………. 39
2.1. Процедура и методика исследования ………...…………………………... 39
2.2. Анализ результатов исследования………………...………….…………… 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………. 67
ГЛАВА 3. Комплексная программа развития социальной компетентности подростков, находящихся на отдыхе в СОЛ «Тамбовский Артек»………………...…………………………………………………...…………. 68
3.1. Концептуальные основы программы…………………...………………... 68
3.2. Содержание, формы и методы реализации программы………..……..… 70
3.3. Анализ опыта реализации……………………………..…………………... 81
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...…………………… 86
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………...………………….. 88
СЛОВАРЬ ТЕМИНОВ……………………………………...………………… 94
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...………………... 96
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. 394 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. 498 с.
3. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М.: Московский департамент образования, 1995. 168с.
4. Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с.
5. Баранник М.М., Борисова Т.С. Позывные лета. М.: Илекса, 2003. 366 с.
6. Бахтеева С.С. Формирование социальной компетентности в процес-се обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля: дис. … канд. пед. Наук. Казань, 2001.174 с.
7. Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности. М.: ИП РАН,1995. 245.
8. Белогуров А. Летний лагерь как среда социализации // Народное образование. 2009. № 3. С. 15-16.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
12. Болл Арманд и Беверли. «Основы управления лагерем.» Русское издание. Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. 446 с.
13. Бутузова Ю.С. Поведение ребенка в адаптационный период пребы-вания в летнем лагере. // Молодой ученый. 2017№ 5 (139). С. 387-389.
14. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. 290 с.
15. Волков Б.С. Психология подросткового возраста. М.: КНОРУС, 2016. 266 с.
Блок «саморегуляция» направлен на решение таких проблем, как отсутствие самостоятельности, упрямство и ригидность, зависимость от любви, фанатичное желание правды. В процессе занятий обучающиеся научатся принимать ответственные решения самостоятельно, смогут оставаться независимыми и эмоционально стабильными в стрессовых ситуациях, а также выработают навыки анализа ситуации и рефлексии.
Блок «самооценка» направлен на решение такой проблемы, как взгляд на жизнь через «розовые очки». Занятия этого блока помогут подросткам научиться объективно оценивать свои силы, способности и окружающую реальность.
Групповая работа будет строиться в 4 блоках: операционально-поведенческий, мотивационный, когнитивный и рефлексивный.