Одиночество как атрибут современной городской культуры: художественная рефлексия
ВВЕДЕНИЕ
Фундаментальной полярностью в динамике человеческого бытия является пара крайностей «своего» и «иного». Подобный контраст задает тему непрерывного разграничения, по одну сторону которого нечто осваивается, положительно служа запасанию идентичности, а по другую - нечто отчуждается по причине своей негативной разрушительности. С этим контрастом, где освоение неотделимо от отчуждения, среди объектов которого имеет место социальное окружение индивида, истово или неистово стремящегося к личностной цельности, связано и неизбежное обретение одиночества как свойства свободы. В итоге запрос на целостность свободной личности вынуждает душу колебаться между одиночеством и контактным проживанием, ставя её перед мощнейшим экзистенциальным выбором. Поскольку, в целом, одиночество определяется как невовлеченность в отношения с другими людьми, её переживание характеризуют определенные социальные состояния или в виде прямой физической изоляции, или в ситуации нахождения наряду с другими, но
Оглавление
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОДИНОЧЕСТВА 11
§ 1.1. Феномен одиночества как предмет социологического знания 11
§ 1.2. Теоретические модели одиночества 17
§ 1.3. Типы одиночества и социальные условия их формирования в контексте городской среды 24
Глава II. СОЦИОЛОГИЧНОСТЬ КИНЕМАТОГРАФА 33
§ 2.1. Кино как предмет социологического изучения 31
§ 2.2. Кинематограф как зеркало реальности 36
Глава III. ОДИНОЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОПЫТЕ КУЛЬТУРЫ 52
§3.1. Специфика репрезентации одиночества в западном кинематографе: ретроспектива 49
§3.2. Репрезентация одиночества в отечественном кинематографе: ретроспектива 68
Заключение 83
Список литературы 87
Приложения.… …95
Список литературы
Печатные источники
1. Абагеро, Д.Д. Историко-социологическая ретроспектива изучения вовлеченности индивида в коммуникативное пространство города. / Д.Д. Абагеро. // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. – №12. – С. 84-92.
2. Агеичева О.И. Оценка обаяния телеведущего телезрителями с разными личностными качествами: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.И. Агеичева: – М., 2007. – 25 с.
3. Амин А., Трифт Н. Внятность повседневного города. / А. Амин, Н. Трифт. // Логос. М., 2002. – № 3-4. – С. 209-234.
4. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. – М: Республика, 1994. – С. 230-317.
5. Вирт, Л. Урбанизм как образ жизни. / Л. Вирт. // Социологические прогулки. Город ногами социолога. – М: Практика, 2009. – 493 с.
6. Гагарин А.С Одиночество как экзистенциал античной философии (от Гесиода до Аристотеля) / А.С. Гагарин. // Антиномии. 2014. – №1. – С. 43-57.
7. Гагарин А.С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Эпикура до Плотина) / А.С. Гагарин. // Антиномии. 2014. – №3. – С. 22-33.
8. Гагарин, А.С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Гесиода до Аристотеля). / А.С. Гагарин. // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 43-60.
9. Гнездилова И.Н. Религиозные искания в экзистенциальном кинематографе ХХ века (по творчеству Ф. Феллини). / И.Н. Гнездилова. // Вестник Курганской ГСХА. 2013. – №2 (6). – С. 72-75.
10. Григорьев С.Л. Анатомия экранного образа. / С.Л. Григорьев. // Galactica Media: Journal of Media Studies, 2022. – №1. – С. 164-169.
11. Григорьев С.Л. Метафора дигитальной пещеры в концептуальных интерпретациях экранной культуры. / С.Л. Григорьев. // Общество: философия, история, культура, 2022. – №3 (95). – С. 171-175.
12. Григорьев С.Л. Этические экзистенциалы современой экранной культуры (на примере британского «Black Mirror»). / С.Л. Григорьев. // Общество: философия, история, культура, 2022. – №8 (100). – С. 39-44.
13. Дюркгейм Э. Самоубийство
К теме описания кинематографа как социального института относится то, что в отличие от авторского, «арт-хаусного», «фестивального» кинематографа, который задействует изощренные и не всегда доступные для понимания приемы репрезентации мира и человеческой деятельности в нём, то коммерчески мотивированный жанровый кинематограф использует доминирующие в массовом сознании поведенческие стереотипы. Мэйнстримный кинематограф ‒ мощное орудие воздействия на сознание индивида. Порой иные черты личности хотя и обаятельного, но далекого от морального образца киноперсонажа невольно ангажируют зрителя как участника социального взаимодействия тем или иным впечатлением модели для поведения. В связи с этим возрастает значение социологического внимания к феноменам деструктивного воздействия кинематографа, предупреждая популяризацию принятия негативных паттернов.
Несмотря на наличие положительных примеров трансляции благотворного социального опыта, их число несправедливо мало по сравнению