Исследование состава преступления, предусматривающего ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность работы транспорта: проблемы квалификации» обусловлена следующими обстоятельствами.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а первоочередной задачей ее обеспечения является нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности.
В центре внимания законодателя находится проблема уголовно-правового обеспечения безопасности транспорта. И это вполне объяснимо: транспорт - необходимое условие производственного процесса в любой стране, а для нашего государства, занимающего значительную часть земного шара, его бесперебойная, безаварийная работа приобретает особое значение.
Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СОСТАВ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА.....................8
1.1. Объективные признаки состава преступления ................................…..8
1.2. Субъективные признаки состава преступления ................................. 20
ГЛАВА 2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА, С ИНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ………………29
2.1 Разграничение нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта с административными правонарушениями…………………………29
2.2. Разграничение нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта с составом, предусмотренным ст. 264 УК РФ..................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1. – Ст. 1416.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 52 (ч. I). - ст. 4921.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 29.05.2019) // Российская газета. 2001. 31 дек.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 1995. 26 дек.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 2003. 18 янв.
Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (в ред. от 17.11.2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Российская газета. 2011. 23 нояб.
Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 № 502 (в ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 14 сент.
Приказ Минтранса России от 19.01.2018 № 19 (в ред. от 11.02.2019) «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям» // URL: http://www.pravo.gov.ru. 2018. 07 март.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н (в ред. от 18.01.2012) «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» //
Это те лица, которые несут ответственность по ст. 263, 264 УК РФ. Но также не могут привлекаться к ответственности по норме ст. 268 УК РФ военнослужащие и военнообязанные, нарушающие правила вождения и эксплуатации боевых (специальных) машин, а также правила полетов или подготовки к ним, правила кораблевождения. За совершение данных преступлений виновные лица привлекаются к ответственности по ст. 350, 351 или 352 УК РФ».
Зворыгина С.А. пишет; «Не являются участниками движения лица, которые не участвуют в перевозочном процессе, однако незаконно вмешиваются в процесс движения и эксплуатации транспортных средств, создавая тем самым помехи для безопасного функционирования транспорта, что влечет наступление тяжких общественно опасных последствий. Например, лицо, самовольно вышедшее на взлетно-посадочную полосу аэродрома, или с