Социальная адаптация студентов первого курса к обучению в вузе (на примере волгу)
ВведениеАктуальность. Современный этап развития образовательной системы характеризуется стремительными изменениями, вызванными глобализацией, технологическим прогрессом и социально-экономическими трансформациями. В этом контексте актуальность проблемы социальной адаптации студентов первого курса к обучению в высших учебных заведениях (ВУЗах) возрастает, поскольку успешная адаптация к новой образовательной среде определяет качество обучения, уровень удовлетворенности студентов и их психологическое благополучие. В условиях современного образования, когда студенты сталкиваются с новыми требованиями и вызовами, адаптация к обучению в Вузе становится особенно важной. Переход от школьной жизни к обучению в Вузе представляет собой значительный этап в жизни молодых людей, который сопровождается множеством изменений, включая новые социальные роли, учебные требования и жизненные цели.
Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе …………………… 9
Социальная адаптация обучающихся вуза: ее виды и механизмы……………………………………………………………..……… 9
1.2. Факторы, влияющие на социальную адаптацию студентов к обучению в вузе………………………………………………………………. 19
Глава 2. Социальная адаптация студентов первого курса к обучению как функция вуза в условиях современной России ……………. 27
2.1. Деятельность высших учебных заведений по социальной адаптации студентов первого курса к обучению в вузах России …………. 27
2.2. Специфика ВолГУ как субъекта социальной адаптации первокурсников к обучению ………………………………………………… 40
Заключение …………………………………………………………….. 50
Список литературы …………………………………………………… 53
Приложения ……………………………………………………………. 60
1. Аверьянова, Н.И. Особенности социальной адаптации студентов первого курса вуза / Н.И. Аверьянова // Молодой ученый. – 2015. – № 1. – С. 17-20. – Текст : непосредственный.
2. Аксенова, Н.С. Социальная адаптация студентов первого курса вуза / Н.С. Аксенова // Студенческий вестник. – 2017. – № 2. – С. 47-50. – Текст : непосредственный.
3. Александрова, О. Социальная адаптация студентов первого курса вуза / О. Александрова // Научные и методические материалы: электронный журнал. 2016. Выпуск 9. – Текст : электронный.
4. Бабич, Л. Социально-психологическая адаптация первокурсников / Л. Бабич // Актуальные проблемы психологии и педагогики. 2016. №2(4). – Текст : электронный.
5. Балабкина, Н.В. Социальная адаптация студентов первого курса вуза / Н.В. Балабкина// Вестник ТГПУ. – 2018. – № 3. – С. 45-49. – Текст : электронный.
6. Беспалова, И.Ю. Особенности социальной адаптации студентов первого курса / И.Ю. Беспалова // Гуманитарные науки. - 2017. - №11. - С. 56-60. – Текст : непосредственный.
7. Борисенко, И.О. Особенности социальной адаптации студентов первого курса вуза / И.О. Борисенко // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – С. 29-32. – Текст : непосредственный.
8. Борисова, О.В. Социальная адаптация студентов первого курса вуза / О.В. Борисова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 26-29. – Текст : непосредственный.
9. Булгакова, Е.Н. Стратегии социальной адаптации студентов-первокурсников в вузе / Е.Н. Булгакова // Вестник новосибирского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2017. – т. 17. – №. 2. – с. 27-34. – Текст : непосредственный.
10. Верещагина, О.В. Социальная адаптация студентов первого курса вуза / О.В. Верещагина // Вестник КГТУ им. Кирова. – 2016. – № 1. – С. 58-62. – Текст : непосредственный.
11. Войтенко, О. Сущность и особенности социальной адаптации студентов первого курса вуза / О. Войтенко // Вестник Ростовского государственного университета. 2016. Том 15, №3. – Текст : непосредственный.
12. Глазкова, Е.В. Формирование профессиональной компетенции и адаптация студентов первого курса в вузе / Е.В. Глазкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – т. 3. – №. 1. – с. 67-73. – Текст : непосредственный.
13. Глушак, М. Социализация и адаптация студентов 1 курса вуза / М. Глушак // Педагогика. 2016. №12(90). – Текст : электронный.
14. Горбенко, М.В. Факторы психологического благополучия и социальной адаптации студентов-первокурсников в вузе / М.В. Горбенко // Молодой ученый. – 2018. – №. 2. – с. 88-91. – Текст : непосредственный.
15. Горбунова, М.С. Социально-психологические аспекты адаптации студентов первого курса вуза / М.С. Горбунова // Известия Саратовского университета. – 2018. – Т. 18. – Вып. 1. – С. 71-77. – Текст : непосредственный.
Эти мероприятия могут помочь студентам научиться управлять своими эмоциями и стрессом, а также, чтобы помочь им сформировать здоровую самооценку и уважение к самим себе.
Укрепление личностных ресурсов, например, самоэффективности, резилиентности и оптимизма, также может дать возможность студентам преодолеть трудности и приспособиться к новой среде. Кроме того, укрепление этих ресурсов может иметь долгосрочный эффект на адаптацию студентов, что повышает их самодостаточность, уверенность в себе и устойчивость к стрессу.
Многие исследователи считают, что психологическое благополучие студентов является критическим фактором в успешной адаптации к университетской жизни. В исследовании Ю. К. Ким (2019) говорится о том, что студенты могут испытывать напряжение, тревогу и депрессию на начальных этапах адаптации.