Технологии создания цифровой образовательной среды в сфере общего образования на муниципальном уровне
ВВЕДЕНИЕ
Современные технологии неуклонно внедряются в нашу жизнь. Наша жизнь сегодня немало оцифрована, но образовательные организации только делают первые шаги к тому, чтобы стать цифровыми. В то же время оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путем покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Пандемия значительно обострила внимание общества к системе образования. Безусловно, образование как институт, касающийся каждой семьи, всегда привлекал пристальное внимание общества. Но в ситуации самоизоляции большая часть родителей «поневоле» ознакомилась с содержанием образовательного процесса, поскольку оказалась слушателями «открытых» уроков, «по необходимости».
Таким образом, значительная часть родителей оказалась не декларативно, а реально участником образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 5
1 Теоретико-методологические аспекты цифровой образовательной среды в сфере образования…………………………………………………………….. 9
1.1 Цифровая образовательная среда в сфере общего образования: понятие и сущность…………………………………………………………....... 9
1.2 Нормативно-правовая база цифровой образовательной среды в сфере общего образования РФ……………………………………………………….... 15
1.3 Актуальность проблемы применения технологий цифровой образовательной среды в сфере образования………………………………… 20
2 Оценка использования цифровой образовательной среды в сфере общего образования на муниципальном уровне………………………………………. 24
2.1 Характеристика общего образования в городе Екатеринбурге…...…… 24
2.2 Исследование проблем цифровой образовательной среды в сфере общего образования в городе Екатеринбурге………………………................. 35
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию цифровой образовательной среды в городе Екатеринбурге...…………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………. 61
СПИСОК Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Фз от 29.12.2012 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 19.05.2023).
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 19.05.2023).
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 19.05.2023).
О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года : Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432 (дата обращения: 05.05.2023).
О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» : Постановление Правительства от 16.11.2020 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368202 (дата обращения: 05.05.2023).
Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий : Распоряжение Минпросвещения России № Р-44 от 18.05.2020 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 05.05.2023).
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования : Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 // Консультант-Плюс: [сайт]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47213 (дата обращения: 19.05.2023).
Разработка цифровой образовательной среды для сопровождения всего комплекса видов учебной работы школьников – задача глобального масштаба. Качественный результат ее решения определяется не только профессионализмом IТ-специалистов, но и наличием доступных средств и технологий проектирования объектов виртуальной среды, которыми может воспользоваться самый «массовый и заинтересованный разработчик»: учитель средней школы, преподаватель вуза, педагог дополнительного образования.
Основная цель цифрового обучения не в технологии, а в том, что информационные технологии как метод делают возможным новое в обучении и преподавании. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые не могут быть реализованы на практике иначе.
Цифровое обучение вводит несколько педагогически значимых методов работы для контактного и дистанционного обучения. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях.