Власть и свобода в романах Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы»: политико-текстологический анализ

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Власть и свобода в романах Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы»: политико-текстологический анализ". В которой исследована власть в представлении либерализма, национализма и социализма в романе «Бесы». Дано определение «нигилистической» свободы в романе «Бесы» и выявлены основания для ее критики.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.10.2024
Объем файла
158 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. Вторая половина XIX века в Российской империи была ознаменована ростом нигилистических и сопутствующих им революционных настроений. Найти причины общественного недовольства и повлиять на происходящее в стране пытались не только государственные деятели, но и многие мыслители, писатели. Одним из наиболее известных литераторов, принимавших активное участие в общественно-политической жизни XIX века был Ф.М. Достоевский. Достоевский был известен не только как писатель, но и как публицист. Он открыто критиковал нигилистов и либералов, призывал к обновлению общества на основе духовного единения интеллигенции с простым народом.
Одной из важных тем, к которой Достоевский постоянно обращался в своем романном творчестве, была проблема соотношения власти и свободы. Как писал М.М. Бахтин: «подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского». В этом смысле, Достоевскому в художественных произведени

Содержание

Введение 3

Глава I. Власть и свобода в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»

§ 1. Власть идеологий в романе «Бесы» 14

§ 2. Критика «нигилистической» свободы в романе «Бесы» 26

Глава II. Власть и свобода в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

§ 1. Критика авторитаризма в романе «Братья Карамазовы» 40

§ 2. Обоснование социально-религиозного идеала свободы в романе «Братья Карамазовы» 53

Заключение 67

Литература 69

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Художественная литература», 1972. 464 с. 

2. Барсотти Д. Достоевский. Христос – страсть жизни. М.: Паолине, 1999. 249 с. 

3. Бердяев Н.А. Духи русской революции // «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. Библиотека всемирной литературы. М.: ЭКСМО, 2016. 512 с.

5. Бердяев Н.А. Ставрогин // «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996.

6. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского "Братья Карамазовы") как философский тип, 1901. URL: http://az.lib.ru/b/bulgakow_s_n/text_0040.shtml (дата обращения: 03.04.2023).

7. Булгаков С.Н. Русская трагедия (о «Бесах» Достоевского) // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Избранные статьи. Т. 2. М.: Наука, 1993. С. 499-527.

8. Бэлнеп Р. Генезис романа «Братья Карамазовы». Эстетические, идеологические и психологические аспекты создания текста / Пер. с англ. Л. Высоцкого. СПб.: Академический проект, 2003. 264 с. 

9. Врангель А. Е. Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири 1854–56 гг. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1912. 221 с.

10. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского // «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996.

11. Гессе Г. Братья Карамазовы, или Закат Европы, 1919. URL: http://www.hesse.ru/books/articles/?ar=41 (дата обращения: 03.04.2023).

12. Достоевский Ф.М. Бедные люди // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 1. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. С. 31-147. 

13. Достоевский Ф.М. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики / Сост., подгот. текста, посл., коммент. Л.И. Сараскиной. М.: Согласие, 1996. 752 с.

14. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 9. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1991. С. 5-571. 

15. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 10. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1991. С. 5-295.

Таким образом, любая идея, которая создается абстрактно, без опоры на действительность, обречена на гибель. По мнению Бердяева, смерть Ставрогина в романе символически утверждает веру самого Достоевского в неизбежное духовное обновление России: «Зло есть зло, оно должно быть побеждено, должно сгореть. <…> Сама гибель Ставрогина, как и всякая гибель,− не окончательная и не вечная гибель, это лишь путь». Схожим образом размышляет и С.Н. Булгаков в статье «Русская трагедия (о «Бесах» Достоевского)» (1914). Он уточняет, что Достоевский не просто описал «трагедию духа», но сформулировал главный политический конфликт