Организация оздоровительного отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время число детей с ОВЗ неуклонно растёт (в 2015 году 2%, сегодня это 4,5 % общей численности всех детей). Иначе говоря, каждый двадцатый ребёнок нуждается в помощи при организации отдыха. Структура реабилитации таких детей имеет существенный недостаток: в специализированных учреждениях недостаточно осуществляется процесс социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Закон «Об образовании в РФ», а затем и Государственная программа «Доступная среда 2011–2025» провозгласили новую эру нормативного образования: как летнего, так и осенне-зимнего. На настоящий момент инклюзивное образование реализуется не только в общеобразовательных учреждениях, но и в учреждениях дополнительного образования, к которым относятся детские оздоровительные лагеря.
В связи с этим Минпросвещением России были разработаны «Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инв
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
Глава 1. Оздоровительный лагерь как развивающееся направление детского отдыха для детей с ограниченными возможностями 9
1.1. Сущность понятия «оздоровительный лагерь», его особенности и виды 9
1.2 Особенности развития детей с ОВЗ 12
1.3 Иппотерапия как помощь в социализации и реабилитации детей с ОВЗ 17
1.4 Нормативно-правовая база по организации детского отдыха 22
1.5 Обзор российского опыта оздоровительных лагерей для детей с ОВЗ. 27
Глава 2. Состояние отрасли оздоровительного отдыха для детей с ограниченными возможностями в Хабаровском крае 32
2.1 Анализ состояния и особенностей организации оздоровительных лагерей для детей с ОВЗ в Хабаровском крае 32
2.2 Анализ оздоровительных лагерей для детей с ОВЗ в Хабаровском крае 45
Глава 3. Разработка программы оздоровительного лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья 53
3.1 Анализ состояния и особенностей организации оздоровительных лагерей для детей с ОВЗ 53
3.2 Экономический расчёт для разрабатываемой программы оздоровительного лагеря для детей с ОВЗ 57
Заключение 62
Список используемых источников 64
Приложение А 68
Приложение Б 71
Приложение В 72
Приложение Г 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 02.12.2013 N 328-ФЗ (последняя редакция).
2. Леснов А.А., Ковалев В.П. ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК ЦЕНТР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20327 (дата обращения: 25.05.2023).
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131.
4. Википеия// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 25.05.2023).
5. Джеус А. В. Детское лагерное движение России// Народное образование 2011 № 3 стр. 32.
6. Катович, Н.К. Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: образовательно-оздоровительное пространство // материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф., НДЦ «Зубренок», 22-24 сент.2010г. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. – 454 с.
7. Положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к постановлению Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов № 7-21 от 11 мая 1990 г. // Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. Ростов н/Д, 2006 г.
8. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. К 84 Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
9. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря: учеб.пособие / под ред. М. Е. Сысоевой. – М.: Проспект, 2010. – 320 с.
10. Закон г. Москва от 28 апреля № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
11. Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» межпарламентской ассамблеи СНГ № 20-5 от 7.12.2002 г.
12. ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13. В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. Основы дефектологии.
14. Ульенкова У.В., Лебедева
Заключительным вопросом анкеты был вопрос об отношении респондентов к тому, что в детском лагере их дети могут находиться в одном отряде с детьми с ОВЗ. Больше половины заполнивших анкету считают, что такое распределение благоприятно скажется как на ребёнке без нозологий, так и на ребёнке с ОВЗ (64,3%). Меньше 30% посчитали данный факт недопустимым (28,6%), остальные 7,1% затруднились дать ответ на этот вопрос. (Рисунок 18)
Рисунок 18 – Отношение респондентов к распределению детей по отрядам в детском лагере
Итак, проведён социологический опрос, который отразил метод организации отрядов в оздоровительном лагере с пребыванием в нём детей с ОВЗ.
Из результатов опроса можно сделать вывод, что большинство родителей-респондентов положительно отнесутся к тому, что их дети будут отдыхать в одном отряде с детьми с ОВЗ.
Таким обр