Особенности социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Введение
В связи с изменяющимися условиями, устоями и общественными взглядами инвалидность принимает все большую значимость для государства, однако проблемы, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью, не иссекаются. Проблема инвалидизации, как социального явления, периодически усугубляется в плане технологического аспекта работы, в частности с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди таких проблем Холостова Е. И. выделяет:
- затруднительный процесс социально-психологической адаптации;
- сниженная мобильность ребенка, что приводит к дефициту социальных связей, вовлеченности в общественную жизнь;
- трудности взаимодействия с социальной средой;
- ограниченные возможности адекватного реагирования;
- стереотипность в отношении инвалидов;
- дискриминацию;
- ограниченность информации;
- существование предрассудков и т.п. [22, с. 4].
Такие проблемы вызваны неустанным развитием социальных процессов, среди которых можно
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические основы социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья….. 10
1.1 Социальная характеристика семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………... 10
1.2 Особенности технологий социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………...14
1.3 Нормативно-правовая база организации социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………..20
2 Практические аспекты социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере деятельности КГБУ «Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения»)………………………………………………… 24
2.1 Опыт работы КГБУ «Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья…….24
2.2 Исследование трудностей социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в КГБУ «Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения»…………………………….. 30
2.3 Методические рекомендации по реализации социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………... 44
Заключение……………………………………………………………………. 54
Список использованных источников………………………………………... 57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 61
Список использованных источников
1 Семейный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. От 28.04.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: по подписке.
2 Конвенция о правах ребенка : [Электронный ресурс] : от 20 ноября 1989 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: по подписке.
3 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: по подписке.
4 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: по подписке.
5 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: по подписке.
6 Бездельцева, Н. И. Работа социального педагога с семьей воспитывающей детей с ОВЗ / Н. И. Бездельцева // Статья в сборнике: Системный подход к оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра. 2021. С. 69-77.
7 Бразгун, Т. Н., Ткачева, В. В. К проблеме дисфункциональности семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Бразгун, В. В. Ткачева // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 84-98.
8 Бугайчук, Т. В., Юферова М. А. Основы педагогической психологии : учеб. пособие / Бугайчук Т. В., Юферова М. А. - Ярославль, 2019.. – 159 с.
9 Герасимова А. Е. Семья и ребенок инвалид: проблемы и пути решения / А. Е. Герасимова, В. Н. Некрасова // Статья в сборнике статей. - 2021. С. 123-130.
10 Гринина, Е. С. Социально-психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления и методы / Е. С. Гринина, О. Е. Нестерова,
На втором – провести профилактическую направленность работы, в целях недопущения ухудшения состояния ребенка с ОВЗ и его семьи, посредством консультирования, психолого-педагогического воспитания членов семьи.
И на третьем, заключительном этапе осуществить абилитацию семьи, закрепить за семьей скорректированное специалистом поведения, в целях повышения эффективности социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья [16, с. 239].
На каждом этапе социальному работнику необходимо учитывать особенности семьи, ребенка, их социальное положение в обществе и т.п., это связано с тем, что вся работа с семьей строится на индивидуальной программе и в процессе работы она корректируется, так как члены семьи, и ребенок могут изменяться. И характер изменений может носить как положительную динамику, так и отрицательную.
По ходу выполнения индивидуальной программы реабилитации за семьями, воспитывающими детей